Дата проведения 28.10.2013
 Класс  7
 Учебный предмет биология
 Учитель Фрейдман Е.Н.
 Тема урока: «Цветение, плодоношение, семена»
  Тип Систематизации и обобщения знаний и умений
 Задачи:  
   Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового растения (цветок, плод, семя), об особенностях их строения и функции, о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма  
  Коррекционно–развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности через анализ и сравнение однодольных и двудольных растений, через задание на классификацию органов растения по характерным признакам; речевой деятельности через составление рассказа по плану, работу с предметным словарем
  Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать через работу в паре, взаимопроверку.
 
   организация учащихся;
  определение темы и постановка задач урока;
 
  3) воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного;
   приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение;
  выполнение практических заданий (там, где позволяет учебный материал);
  подведение итогов урока.
 
 1.Организационно-подготовительный этап
   Взаимное приветствие
  Игра «Части растения» (сядет тот, кто назовет часть цветкового растения)
 
 
  Сообщение темы урока.  
  Устное сообщение темы. - На сегодняшнем уроке мы обобщим знания об органах цветкового растения – цветках, плодах, семенах, вспомним их общие признаки. Тема нашего урока «Цветение, плодоношение, семена.
 
 
  
   Запись темы в тетрадь. – Запишите число и тему.
 Объявление критерий оценивания работы на уроке. – Для оценивания вашей работы на уроке предлагаю вам заполнять оценочные листы. Оценку за каждый этап урока заносите в таблицу. По результатам оценок на каждом этапе сложится ваша общая оценка за урок.  
 
 
  
  Воспроизведение знаний по частям.  
 
 3.1 Повторение по теме «Строение цветка».  
 3.1.1 Фронтальная работа. Рассказ – загадка «Удивительный замок». – Внимательно послушайте загадку и приготовьтесь ответить на вопросы (на слайде).
  
  
  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»
  На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.
  - О каком замке идёт речь? Как называются все части замка? (замок – цветок, два ряда – это чашелистики и лепестки. 5 зеленых зубцов – чашелистики, большие стены – лепестки. Столб – пестик, подушечки – тычинки)
  3.1.2 Работа в парах. Рассказ обучающихся по плану
  - Вы правильно назвали части цветкового растения. Давайте вспомним, какое значение имеют органы цветкового растения. На каждой парте лежат карточки с ключевым словом и планом вашего рассказа. (слова - пестик, тычинки, опыление, лепестки, соцветие). Вам необходимо рассказать о значении каждого понятия по плану. Работать будете в парах. Обсудите свое выступление и решите, как представите свое сообщение. По первым двум пунктам выступает один, а по двум другим – второй. Не забывайте приводить примеры.  
  План выступления:
   Название и назначение понятия
 Из чего состоит или что образует
 Каких видов бывает
 Пример
 
 
 




  Остальные ребята слушайте внимательно и при необходимости можете дополнить или исправить ответ.  
  3.1.3 Работа в тетради  
  - Возьмите схему цветка, вклейте ее в тетрадь и подпишите части цветка. Проверьте у всех так, как на слайде?
  
Итак, главные части цветка – тычинки и пестик, поэтому цветок – это орган размножения растения.  
 3.2 Повторение по теме «Плод».  
 3.2.1 Фронтальный опрос
 Что образуется из цветка?(из него образуется плод).  
 –Какие части цветка участвуют в образовании плодов? (пестик и тычинки)  
  - У всех ли растений образуются плоды? (нет, только у цветковых)  
 – Если цветок не опылится, что с ним станет? (завянет, засохнет)  
 – Какие виды плодов вы знаете?(сочные и сухие).  
 Внимание на экран. Я показываю плод, а вы по – очереди («по цепочке») называете растение и тип плода.  
 
 3.2.2 Самостоятельная работа - выполнение дифференцированных заданий по карточкам
  - Для закрепления я предлагаю вам заполнить карточки с заданиями. Глядя на рисунок в свободное поле необходимо вписать название растения либо тип плода  
       |   Рисунок   |    Название плода   |    Рисунок   |    Название плода   |  
  |   Пример растения   |    Пример растения   |  
  |       |    ?   |        |    ?   |  
  |   Вишня, слива, черемуха   |    Томат, смородина   |  
  |       |    Многокостянка   |        |    Яблоко   |  
  |   ?   |    ?   |  
  |         |    ?   |        |    Крылатка   |  
  |   Горох, фасоль, соя   |    ?   |  
  |       |    Коробочка   |          |    Орех   |  
  |   ?   |    ?   |  
  |       |    ?   |        |    ?   |  
  |   Капуста, редис, редька   |    Рожь, пшеница, овес   |  
 
 - Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга, глядя на слайд. Занесите оценку в оценочный лист
 ФИЗМИНУТКА
 3.3 Повторение по теме «Семя»
 3.3.1 Разгадывание ребуса.  
 - О чем мы будем говорить на следующем этапе нашего урока, вы узнаете, разгадав ребус. СЕМЯ.
 
 3.3.2 Фронтальный опрос
 - Что такое семя? (орган размножения растения)
 - Из чего состоит семя?(кожуры, питательных веществ, почечки и корешка)-я показываю часть семени, а вы ее называете (слайд)
 - Какие виды семян вы знаете? Приведите примеры (однодольные и двудольные)
 - Какие способы распространения семян знаете?
  - Какие условия необходимы семенам для хорошего роста? (тепло, свет, влажность)  
  - Подведем итог: семя – это орган размножения растения, которому необходимы тепло, свет и влажность
   Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение- таблица сводная (заполняем вместе +слайды)
  Практическая самостоятельная работа за ПК ( по подгруппам)
 
  (1 подгруппа – за столами, 2 – за ПК)
  - А сейчас я предлагаю закрепить ваши знания самостоятельно. Первая подгруппа работает за ПК, вторая – за столами.  
  Инструктаж с показом выполнения задания на слайдах.
  - На рабочем столе в папке «Урок биологии 7 класс» находится презентация «Самостоятельная работа». Вам необходимо открыть презентацию и пройти тестирование.  
  На слайде задан вопрос с тремя вариантами ответов, рядом с которыми расположена стрелочка. Нажимаете на стрелочку, рядом с правильным ответом. Если вы ответили неправильно, компьютер выдаст ответ «ошибка», вы ставите «галочку» в оценочном листе. При ошибке компьютер предложит вам вернуться к вопросу. Если ответ верный, то вы перейдете к следующему вопросу.  
 В задании - 5 вопросов. Если ответите правильно на все вопросы, то в оценочный лист за это задание ставите оценку 5.  
 Ребята второй подгруппы разгадывают кроссворды на карточках.  
 Приступаем к работе.
 ФИЗМИНУТКА для глаз
   Проверка кроссворда
 
 
  Подведение итогов урока
 
 Подсчет итоговой оценки за урок.
 Обобщающие вопрос(ы)
 - Какие части растения сегодня повторили?  
 - Какие части цветка являются главными?
 - Где созревают семена?
 - К следующему уроку подготовьтесь к контрольной работе. Спасибо за работу на уроке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
          |   Лист самооценки Бадаловой Ирины   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |    5   |  
  |   Лист самооценки Вартаньян Елены   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
  |   Лист самооценки Перерва Яны   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
  |   Лист самооценки Михилева Вячеслава   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
 
 
 
 
 
          |   Мыльниковой Елены   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
  |   Лист самооценки Сафина Олега   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
  |   Лист самооценки Волобуева Артема   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
  |   Лист самооценки Рыбаченко Дениса   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
 
 
 
 
 
 
 
          |   Лист самооценки Бухарова Александра   |  
  |   Задание     |    Рассказ по плану   |    Схема цветка   |    Устный опрос «растение - плод»   |    Заполнение карточки «Плоды»   |    Компьютерное тестирование   |    Кроссворд     |  
  |   Количество ошибок   |         |         |         |         |         |         |  
  |   Оценка     |             |         |         |         |         |         |  
  |   Итоговая оценка за урок     |         |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Часть венчика
 Орган растения, в котором образуется плод
 Орган размножения растения
 Орган растения, в котором созревают семена
 
   Часть венчика
 Орган растения, в котором образуется плод
 Орган размножения растения
 Орган растения, в котором созревают семена
 
  





 
 
 
  
 
  






  
 
  





