|   ТЕМА:   |    Большой мир маленьких клеток   |  
  |   КЛАСС:   |    6   |  
  |   ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:     |    Изучить особенности строения клеток (общий план) и доказать, что клетка – самостоятельная живая система.   |  
  |   ЗАДАЧИ:   |     - сформировать представление о растительном и животном     организмах, как о целостных системах, состоящих из клеток;   - продолжить формирование умений сравнивать, обобщать,     систематизировать знания;   - продолжить работу над биологической терминологией;  - воспитывать познавательный интерес к предмету через дополнительные источники знаний;  - формировать умение доказывать соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям, а также, что клетка может считаться единой системой.  - развивать навыки работы с микроскопом.   |  
  |   ТИП ЗАНЯТИЯ:   |     обобщение и систематизация знаний    |  
  |   ФОРМА:     |    игра, с элементами информационных и развивающих    технологий   |  
  |   АКТУАЛИЗАЦИЯ:     |    применять знания обучающихся о строение растительных организмов и животных на практике   |  
  |   МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:   Средства:   Приемы:     Методы:    Способы обучения:     |            вербально- информационные; наглядные; технические  показ, сравнение, наблюдение, вывод  объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, фронтальный, групповой   |  
  |   ОБОРУДОВАНИЕ:       |     готовые микропрепараты, натуральные объекты,  микроскопы (световые и цифровой), лабораторное оборудование для приготовления микропрепаратов.   |  
  |   ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ:     |    ИНТЕРНЕТ, ОЭР http://school-collection.edu.ru/  электронный кроссворд , тест-викторина, презентация учителя.   |  
 
     |   Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |  
  |   Проблемный вопрос:     СЛАЙД.     Учитель: Как вы думаете является ли клетка элементарной частицей живого?   СЛАЙД.    Учитель: (на фоне музыки)  Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.   Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но даже и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.       СЛАЙД.    Вопросы : Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе их можно назвать живыми организмами?         СЛАЙД.     Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?  Учитель: Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.   |           Высказывания детей.                                                                                              Слушают и отвечают на вопросы.  - Это такие признаки, как обмен веществ, питание, раздражимость, и др.                  - Имеют клеточное строение.                           |  
  |   Учитель: Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и внутренним строением.  А с помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение организма, его органов?   |    - Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа.   |  
  |    СЛАЙД.    В 1665 году английский ученый Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание.  Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира    бесконечно.   |         |  
  |    СЛАЙД.    Учитель: Мы сегодня будем работать со световыми микроскопами. Давайте вспомним его устройство.   СЛАЙД.    - Кто знает правила работы с микроскопом?  -    Кто знает, как готовить микропрепараты?   |    Рассказывают об устройстве светового микроскопа, показывают его основные части.           Рассказывают о правилах работы со световым микроскопом.  - На предметное стекло в каплю воды помещаем тонкий срез ткани и накрываем покровным стеклом.   |  
  |       СЛАЙД.    Учитель: Рассмотрим общий план строения клеток, в том числе и растительных. Большинство клеток с ядром – ядерные - клетки грибов, растений и животных, но бывают и без ядра – безъядерные – клетки бактерий и сине-зеленых водорослей.       |         |  
  |   СЛАЙД.        Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции.      Как вы думаете какая основная функция мембраны?      Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом её строение?  Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом?   |                                - Защитная.          - Да. Мембрана имеет разнообразные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются.  Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ.   |  
  |   СЛАЙД.        У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, состоящую из целлюлозы. Как вы думаете, зачем нужна эта плотная оболочка?   |        - Её называют клеточная стенка. Она нужна для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определённой формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки.   |  
  |   СЛАЙД.    Задание. Приготовьте микропрепарат чешуи лука и рассмотрите в микроскоп клетки. Найдите оболочку, цитоплазму и органоиды клетки.  Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки.    - Какие же органоиды находятся в клетке?  - Как называются органоиды, похожие на пузырьки, заполненные клеточным соком?  Вакуоли есть только у растений. В молодой клетке вакуолей мало и они мелкие. В старой клетке, как правило, находится одна большая вакуоль и занимает весь объем клетки.  - Какие органоиды видны в световой микроскоп?  - Изучение каких органоидов возможно только с помощью электронного микроскопа?   |    Готовят микропрепарат чешуи лука.                          -Хорошо видно ядро, цитоплазма и вакуоль клетки. Они хорошо видны в световой микроскоп.  - Практически всю часть клетки занимает огромная вакуоль с клеточным соком.                              - В клетке также есть эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, митохондрии. Эти органоиды очень малы, их изучение возможно только с помощью электронного микроскопа.   |  
  |   СЛАЙД.    Задание. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите в микроскоп клетки листа зеленого мха мниума. Найдите оболочку, цитоплазму.    - Объясните, почему клетка зеленая?     -Почему в ней не заметно ядро?   |    Готовят микропрепарат листа мха мниума.      - Клетка зеленая, потому что в ней хлоропласты.    - А так как хлоропластов много, то ядро не заметно.   |  
  |   СЛАЙД.    Учитель: Живые клетки в растительном или животном организме не существуют изолированно друг от друга. Клетки соединяются межклеточным веществом в ткани.  Демонстрация микропрепарата №26. Верхушка корня лука. Здесь мы видим образовательную ткань растений – клетки мелкие с крупным ядром.  Демонстрация микропрепарата №7. Лист камелии. Здесь мы видим поперечный разрез листа камилии Хорошо заметна основная ткань этого листа , а также проводящие ткани сосудистого пучка.  Демонстрация микропрепарата №8.    Эпидермис листа герани. Здесь мы видим покровную ткань растения, клетки плотно прилегают друг к другу. Видны устьица, через которые в лист поступают газы, необходимые для дыхания и фотосинтеза.  Клетки животных соединяясь межклеточным веществом тоже образуют ткани, только животные:  Демонстрация микропрепарата №37. Кровь человека. Это соединительная ткань – много межклеточного вещества. Хорошо видны эритроциты. Диаметр клеток 7 мкм (мкм – это одна миллионная доля метра 10 -6 М или 10-3 мм).  Демонстрация микропрепарата №32. Спинной мозг. Здесь мы видим нервную ткань, состоящую их нервных клеток – нейронов. Длина таких клеток может быть от 150 мкм до 1,2 метра.  Демонстрация микропрепарата №27. Поперечно-полосатая мышечная ткань человека. Это многоядерные длинные клетки, обеспечивающие сокращение нашего сердца и мышц. Мышечные клетки очень большие от 50 мкм до 14 см.  Демонстрация микропрепаратов. Шерсть кошки. Перо птицы. Чешуя рыбы.  Это эпителиальные ткани. Здесь видим плотно прилегающие клетки и малое количество межклеточного вещества.      СЛАЙД.    ЗАДАНИЕ. Найдите в наборе микропрепарат крыла бабочки и рассмотрите на малом и большом увеличении.  Итак, подведем небольшой итог.  - Как называются клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции?  - Из чего состоят ткани растений и животных?   |                                                                                                                                                                                                                                        - Ткань.              - Из клеток и межклеточного вещества.   |  
  |    Мы рассмотрели у многоклеточного организма клетки обычные с двойным набором хромосом, а есть клетки с одинарным набором хромосом, которые участвуют в размножении. Как называются эти клетки?   |                    - Половые клетки или гаметы.   |  
  |   СЛАЙД.    Мужские половые клетки называются сперматозоиды. Это подвижные клетки и имеют головку, шейку и хвостик, с помощью которого передвигаются.      СЛАЙД.        Демонстрация микропрепарата №28. Сперматозоид. Размеры сперматозоида микроскопические: длина этой клетки у человека составляет 50—70 мкм (самые крупные они у тритона — до 500 мкм).  - А как вы думаете нужен микроскоп, чтобы рассмотреть женскую яйцеклетку?  СЛАЙД.    Яйцеклетка — крупная неподвижная клетка, обладающая запасом питательных веществ. Размеры женской яйцеклетки составляют 150—170 мкм, а диаметр яйца африканского страуса может достигать 15—18 см.   |                                                            - Нет. Яйцо курицы – это женская половая клетка – гамета с одинарным набором хромосом.   |  
  |   Проблемный вопрос:    Как вы думаете? Является ли клетка элементарной частицей живого?  Как вы думаете может ли клетка быть самостоятельным организмом?  СЛАЙД.    Демонстрация микропрепарата №14. Инфузория-туфелька.    Это самостоятельный организм. Какие органоиды хорошо видны в клетке?   |    - Клетка – структурно-функциональная система всего живого.        - Да, так как есть одноклеточные организмы.      - У инфузории-туфельки есть два ядра, цитоплазма, оболочка, реснички, сократительные вакуоли. Она самостоятельно передвигается.   |  
  |   IV. Закрепление.    -А теперь мы узнаем, как хорошо вы изучили строение клеток и насколько мир маленьких клеток стал для вас большим. Вам предлагается выполнить тест викторину. Внимательно читайте вопросы и отвечайте, используя пульт управления на столе.   |    Работа в группах. Тест-викторина.   |  
  |   V. Подведение итогов викторины и занятия (объявление группы победителей и награждение).  - Что понравилось на сегодняшнем занятии?  - Что узнал нового?  - Чтобы ещё хотел узнать?   |                        Высказывания детей.   |