| Общая часть | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Предмет биология | 
 | 
 | 
 | 
 | Класс11 | 
 | 
  | Тема урока: | 
 | 
     | Практическая работа №3   «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме» | 
 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Планируемые образовательные результаты | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Предметные: повторять и закреплять понятия «Вещество», «Энергия» , «Экосистема», «Продуценты», «Консументы», «Редуценты» | 
 |  Метапредметные: а)пояснительные –нахождение информации в учебнике для комментирование таблиц; в учебниках химии, физики и обществознания – для повторения понятий «вещество» и «энергия»  б)регулятивные-отбирать объем материала, определяя значимость темы для себя, в том числе для сдачи ЕГЭ    в)коммуникативные –формирование умения работать в паре, высказывать свое мнение и умения оценивать свою работу  
 
 | 
 |  Личностные: ориентировать на осознанное правильное отношение к природе | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Решаемые учебные проблемы: |  
  
  применение теоретических знаний по основам экологии на практике (для решения экологических задач) |  
  
  
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основные понтия:    |    
  
  
  Вещество, энергия, экосистема, продуценты, консументы, редуценты | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Вид используемых средств ИКТ |    Учебники, рабочие тетради, таблицы, демоверсии ЕГЭ, ЭОР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Методическое назначение средств ИКТ |  Поиск информации | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Аппаратное и программное обеспечение |  Компьютер | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Образовательные интернет-ресурсы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Организационная структура урока | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |  Цель урока-закреплять знания о естественных сообществах живых организмов, используя разнообразные ис- точники: учебники, таблицы, рабочие тетради, ЭОР, демоверсии ЕГЭ; результатом деятельности должна стать выполненная практическая работа. |  План урока:  
 1. Введение (Беседа - разминка по таблицам) 2. Повторение основ зкологии с использованием ЭОР (интерактивные задания) 3. Практическая работа №3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Длительность этапа |  3- 5 мин | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Инструктаж учителя | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Методы обучения |  Вводный рассказ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | План на доске, таб- лицы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Форма организации деятельности учащихся | Знакомство с целью и планом | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Функции / роль учителя на данном этапе | Инструктор | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основные виды деятельности учителя | Нацеливание на результат, ознакомление с планом | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Формирование   конкретного образовательного результата / группы результатов | 
 а) Комментарии к таблицам (« Структура экосистемы», «Цепи питания», «Экологическая пирамида»)  
 | 
 б) Просмотр диска,  интерактивы: «Структура Экосистем», Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах» | 
 | 
 
 Кластеры из рабочей тетради по ходу просмотра: упр.4 с.91 упр.2 с.90 упр.7 с. 92  
 | 
 | 
 | 
  |  Длительность этапа |  15 мин | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Работа с учебником, таблицами, диском | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Методы обучения | Беседа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Таблицы, учебник, диск | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Форма организации деятельности учащихся | Поиск информации, выполнение интерактива | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Функции / роль учителя на данном этапе | Корректирующая | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основные виды деятельности учителя | Выслушивание комментариев, слежение за выполнением интерактива   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  3 этап. Практикум | 
 |  План практической работы:  1.Актуализация понятий «вещество», «энергия», «экосистема»  2. Тесты и задачи  3. Вывод | 
 | Вещество – это то, из чего состоят физические тела (Химия, 8 кл.) Энергия – (от греч. еnergeia – действие, деятельность) , общая количественная мера различных форм движения материи («ЭС») Экосистема – (от греч.oikos – жилище, местообитание) –любой природный комплекс (биокосная система). Термин ввел в 1935 г. английский ботаник Тенсли. В 1944 г В. Н. Сукачев ввел близкое к нему понятие «биогеоцено». Биогеоценоз отличается от экосистемы определенность своего объема («Энциклопедический словарь юного биолога») 
 | 
 | 
 | 
  |  Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Выполнение а) тренировочных заданий рабочей тетради- А16, А17, А18 с. 135; А22, А23 с. 136 б) теста ЕГЭ    с. 78 А25, с. 86 А25 в) экологических задач – карточки 11, 12 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Длительность этапа  | 
  15 мин   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Работа с текстом учебника | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Методы обучения | Консультирование | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Учебники, справочники, интернет, рабочие тетради, демоверсии ЕГЭ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Форма организации деятельности учащихся | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Функции / роль учителя на данном этапе | Консультант | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основные виды деятельности учителя | Поиск ответов в разных источниках, обмен мнениями | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Длительность этапа |  5 мин | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |  Сверка с ответами | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |  Шифры ответов в демоверсии | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Методы контроля |  Самоконтроль | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Способы коррекции |  Обмен мнениями | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Форма организации деятельности учащихся | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Функции / роль учителя на данном этапе |  Консультант | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Основные виды деятельности учителя |  Работа с книгой | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание | 5 мин | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Самооценка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Домашнее задание | Глава 6 , §§ 6.1, 6.2, 6.3.1 –повторить | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |