| Выполнила:   | 
  | ОБЩАЯ ЧАСТЬ | 
  |  Предмет -биология | Класс -5 | УМК Пасечник | 
  | Тема урока –Одноклеточные водоросли. | 
  | Планируемые образовательные результаты | 
  | Предметные |  Метапредметные | Личностные | 
  | 
 -научаться отличать водоросли от других изученных растении - научаться объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей - научаться понимать смысл биологических терминов: водоросли, хроматофор, светочувствительный «глазок». |  регулятивные:  - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;  коммуникативные:   - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  - слушать товарища и обосновывать свое мнение;  - выражать свои мысли и идеи.  познавательные:  -самостоятельно определять понятия, анализировать информацию, делать обобщения, устанавливать аналогии и взаимосвязи; | 
  осознание необходимости изучения живой природы; ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. 
 | 
  | Словарь урока: Водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорелла, наземные одноклеточные водоросли, красный, светочувствительный «глазок». | 
  | Ресурсы урока: Ресурсы урока:  учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. - М.: Дрофа, 2015, микроскопы, мультимедийный проектор, презентация к уроку, ёмкость с «цветущей водой». | 
  |  
 |  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА   | 
  |  Этап урока (+время) |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  | 1 этап. Орг. Момент (1 мин) | Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо! |  Слушают учителя.    
 
 | 
  | 2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3мин.) |  В настоящее время учёными описано более двухсот девяноста тысяч видов растений, из них примерно 25 – 33 тысячи видов принадлежат группе организмов, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке. А для начала я предлагаю вам просмотреть слайды презентации, и ответить на вопросы :  -с особенностями каких растений нам предстоит сегодня познакомиться?  -что нового узнать о них?    Внимание на экран (демонстрируется презентация «Водоросли»).    Итак, наш сегодняшний урок посвящён (водорослям).   Давайте уточним о каких водорослях пойдет речь? | Смотрят презентацию. Вступают в диалог с учителем   Формулируют тему урока. | 
  | 3 этап. Актуализация знаний(2 мин.) |  Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы . Какие? К какой группе, по вашему мнению, относятся водоросли? Почему?  Чем они отличаются от остальных растений? |  Участвуют в беседе, вспоминают изученный ранее материал;  Высказывают предположения.  Определяют, каких знаний не хватает. | 
  |  4 этап.  Целеполагание  и планирование (2 мин.) | Формулирование учащимися целей урока:  - я хотел бы узнать… - я хотел бы уметь… Обсуждение с учащимися плана урока. План урока (на доске): 1.Определение водорослей 2.Среда обитания водорослей 3. Лабораторная работа «Строение зеленых одноклеточных водорослей» В результате урока учащиеся смогут: - изучить среду обитания, строение, водорослей, приводить примеры представителей их отделов   работать с микроскопом;  Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?  Ученики высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, энциклопедии и др.) | 
  |  5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (15 мин) |  
 | 
  |  Ну а теперь, когда тема, план и задачи урока определены, работаем по плану.  
    Дайте определение понятию водоросль. Слайд    
  (Приведите примеры) Почему это сложно сделать?  Предлагаю помощь: Из списка выбрать нужные слова и составить определение. Обитающие, одноклеточные, организмы, или, в водной среде, многоклеточные  (Одноклеточные или многоклеточные организмы обитающие в водной среде) Слайд  Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде,  Все – ли растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями? (такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.)  
    Рассмотрим место обитания одноклеточных водорослей.  
  Где  Где могут обитать водоросли? Возьмите в руки тексты, внимательно прочитайте и ответьте на мой вопрос.    Слайд  Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.  
  
  
  3.Строение.  
  Давайте вспомним, из каких основных органоидов состоит растительная клетка? Обратимся к плакату  Слайд. А у одноклеточных водорослей можно их найти? Какие ещё имеются органоиды? Давайте обратимся за помощью к учебнику, откройте стр.94. прочитайте первая пара первый абзац, вторая пара второй.  
    
  
  
  
  
   |    Работают в парах, над решением учебной задачи.    Дают определение понятия  - Фиксируют на бумаге, свое «открытие».  
  
  
  
  
  
  
    
  Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме.  
  
  
  Читают фрагмент текста, отвечают на вопрос  
  Вступают в диалог. Фиксируют на бумаге, свое «открытие». Среда обитания: в воде, во влажных местах, на камнях и древесине.  
  
  
  Учащиеся работают в парах дают ответ  .(оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты)  
  
  Учащиеся называют органоиды хламидомонады и хлореллы.  
  
  
  
 
 | 
  |  6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (15мин) |  Лабораторной работы «Строение зелёных одноклеточных водорослей».  
  
 
 
  Почему хламидомонада окрашена в зелёный цвет.?  О чём это говорит?.( имеются хроматофор )  Что содержится в хроматофоре (хлорофилл - вещество улавливающее лучи света)  Как вы думаете, какую роль играет хлорофилл в питании хламидомонады?  
 Предлагаю выполнить тест:  1.Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является: а) хроматофор, б) жгутик, в) глазок, г) ядро.  2.Фотосинтез у водоросли происходит в а) хроматофоре,    б) светочувствительном глазке, в) листе.  3.Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: а) ризоидами,  б) листьями, в) корнями, г) всем телом.  4.Из названных растений можно считать водорослью: а) ряску, б)рдест,  в) хламидомонаду, г)кувшинку.  5.Водоросли питаются: а) создавая органические вещества из неорганических,  б) потребляя готовые органические вещества,    в) создавая неорганические вещества из органических.    Проверьте правильные ответы на экране), оцените:  0-ошибок-5, 1ошибка-4, 2 ошибки-3, 3ошибки – 2.  1.-в, 2-а, 3 –г, 4 –в, 5 -а. 
 | Работают в парах по инструктивной карточке на с.95. Формулируют цель.:« Изучить строение одноклеточных водорослей» . 
 
 Делают выводы о особенностях строения и питания одноклеточных зеленых водорослей..  
 
 
 
 
 
 Проводится взаимопроверка. Сверка правильности выполнения теста с ключом ответов в презентации. | 
  |  7 этап. Рефлексия и оценивание (4 мин) |  
 |  
 | 
  |  - Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: – Какую цель мы ставили в начале урока?  –Удалось ли решить поставленные  задачи?    - Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)  -Все ли вам было понятно в течение урока?  -Какая часть урока показалась самой интересной?    -Какая часть урока  вызвала затруднение?    -Какое у вас настроение после урока?   * Выставляет и комментирует отметки |  - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.    - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).  - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | 
  |  8 этап. Домашнее задание (2мин) |  Домашнее задание §18 с.93-95, вопросы 1- 3, По желанию подготовить сообщение или презентации об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово) | 
 
  Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
  Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их, очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.