| На доске понятия: ген, фенотип, факторы окружающей среды, признак, генотип.- Объектом генетических исследований являются не только закономерности наследования признаков, но и различные проявления изменчивости организмов. Изменчивость - способность организмов менять свои признаки и свойства под влиянием факторов внешней среды.
 | Учащиеся сами ставят проблему.Какие факторы окружающей среды могут оказать влияние на степень проявления различных признаков в фенотипе. Какие признаки относятся к фенотипическим?
 Учащиеся работают в группах (по 4 - 5 человек), обсуждают поставленную проблему, находят пути её решения (используя текст учебника на странице 117 - 118 и дополнительную информацию на раздаточном материале), высказывают свои гипотезы и предположения, которые подкрепляют примерами.
 Степень выраженности признака в существенной мере зависит от среды, в которой живёт организм. Например:
 1 группа. Высокий рост обусловлен генотипом. В зависимости от условий питания, социально-бытовой среды и витаминизации люди, получившие по наследству гены высокого роста, могут быть высокими (при оптимальных благоприятных условиях), средними (при средних условиях) и низкими (при плохих условиях).
 2 группа. Человек под действием ультрафиолетовых лучей приобретает защитное свойство - загар. Степень загара у разных людей различна. Это зависит и от наследственности, и от интенсивности и длительности действия фактора. С прекращением действия ультрафиолетовых лучей загар постепенно исчезает.
 Другие группы приводят свои примеры, дополняя ответы товарищей. После коллективного обсуждения учащиеся сами формулируют выводы на основании проделанной самостоятельной работы и приведённых примеров.
 1. Большую роль в формировании признаков организмов играет среда их обитания.
 2. Каждый организм развивается и обитает в определённой среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять их фенотип.
 3. Изменчивость носит ненаследственный характер, т.к. изменения, возникшие у родителей, потомкам не передаются.
 4. На действие определённого фактора внешней среды вид реагирует специфическим образом, и реакия оказывается сходной у всех особей одного вида.
 | I. Познавательные УУД:1. Общеучебные УД:
 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 - поиск и выделение необходимой информации;
 - рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
 - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
 - установление причинно-следственных связей;
 - синтез как составление целого из частей; - доказательство;
 - выдвижение гипотез и их обоснование.
 3. Постановка и решение проблемы:
 - формулирование проблемы;
 - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
 II. Коммуникативные УУД:
 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
 - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
 
 
 |