лишайников, микроскопы, лупы.
        | Этап урока и его цель | Форма / приемы |  Деятельность    Педагога 
 | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) | 
  | 1. Подготовительный. | 
 |   Выбираются объекты урока (деревья,камни), на которых можно наиболее наглядно осуществить показ разновидностей лишайников. Знакомится со специальной литературой.Составляет подробный план урока. | Отвечают на вопросы предшествующих уроков. Например:   1. -Какие группы организмов мы с вами изучили? (Бактерии, грибы, водоросли) - Какие организмы вы видели на экране?  - Почему водоросли относят к низшим растениям?  - К какой группе по способу питания относятся водоросли? (автотрофам)  - Какое вещество содержится в клетках водоросли? (пигмент хлорофилл)  - Какой процесс происходит на свету в клетках водоросли на свету и что в результате этого процесса образуется? (фотосинтез, органическое вещество)  - Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?    - К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам)  - Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.)  - Что такое симбиоз? Условия жизни лишайников. Работают с карточками. | 
 
 Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.   Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для занятия. Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности. 
 | 
  | 2.Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке   | Коллективная или фронтальная беседа |  Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.Настраивает на плодотворную работу. 
 | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ( тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок | 
 | 
  | 
 3. Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися 
 Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания   
 
 | 
 
 Вступительная беседа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Монолог с элементами беседы. 
 Фронтальная беседа | 
 Выступление учителя, в форме проблемной или поисковой беседы, увлекательного рассказа, во время которого, сообщаются основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт ребят, знания о лишайниках. 
 Строение лишайников впервые изучили русские ботаники А.С.Фаминцин и И.Д.Баранецкий.   
 
 
 
 
 | 
 Включаются в деятельность по освоению содержания урока. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 
 | 
 Познавательные: Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 
 Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 
 Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 
 Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. | 
  | 
 4. Воспроизведение нового знания.   Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся. | 
 Фронтальное обсуждение, сообщения учащихся. | 
 Возможны познавательные задания:    Рассмотрите еще раз лишайники. Как их можно классифицировать по внешнему виду?Где встречаются лишайники?Что вы знаете о «манне небесной»? (Приложение)Что такое симбиоз? | 
 Делятся впечатлениями.  Беседуют по теме урокаНазывают редкие и охраняемые грибы и лишайники.Выделяют экологические группы и жизненные формы лишайников.Объясняют особенности природоохранных мер по отношению к редким и охраняемым лишайникам. | 
 Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении. 
 Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. 
 Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 
 Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. 
 | 
  | 5. Первичное закрепление Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 
 | Намечает применения материала урока в последующем учебном. | Доказывают, что тело лишайника – это два организма: одноклеточная водоросль и грибница гриба. | 
 | 
  | 6. Рефлексия деятельности на уроке Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Диалог с учащимися по резельтатам урока | Организует беседе с классом: Достигнуты ли цели исследования?  Попробуй устно оценить работу групп.   Каковы общие впечатления от нашей совместной работы? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? А что мы с Вами не разобрали? «Роль лишайников в природе», «Роль лишайников в жизни человека». Вы должны поставить себе оценки за работу в пятибалльной системе и сдать листы самооценки с таблицы   Комментирует оценки 
 Выдает Домашнее задание | 
 | Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении. 
 Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. 
 Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. 
 Личностные :учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. 
 
 
 |