Данный урок разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по ФГОСам, причем, подростки в начальной школе обучались по стандартам первого поколения. Опыт работы с ними показал, что УУД в них слабо сформированны, также как и не достигнуты метапредметные результаты обучения. Для успешного достижения требуемых ФГОСАМи результатов обучения, необходимо срочно наверстать упущенное. Поэтому проводимые занятия направлены, в первую очередь, на достижение метапредметных результатов обучения.  
  Метапредметы (знание-знак-проблема-задача) – фундаментальные единицы, которые равно выделяются в любой дисциплине и позволяют освоить собственно познавательный процесс, не запомнить информацию, а словно переоткрыть ее. У каждого метапредмета своя задача:
  • «проблема» - формирование у школьников собственной позиции относительно данного события;  
  • «задача» - решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
  Содержание предмета в этом классе чрезвычайно перенасыщено биологическими понятиями, трудно доступными для понимания пятиклассников. Для осознания, понимания и лучшего запоминания детьми трудного материала и применяются приемы схематизации материала, а также формируется умение работать с понятиями.
  Схематизация помогает, также, включать новый материал в уже имеющуюся у ребенка систему знаний. Дети учатся работать с информацией (формируются познавательные УУД), учатся «прекодировать» информацию из одного вида (текстового), в другой (схемы), а затем учатся «читать» эти схемы и вновь переводить информацию в словесную форму (устная речь). Создание схем помогает также, при обучении детей правилам создания определений понятий, чего дети совсем не умеют делать, так как получают понятия только в готовом виде.
  Именно метапредметы «знак» и «знание» должны вначале освоить подростки, чтобы успешно обучаться далее, осваивать основы наук. Ведь курс биологии в пятом классе уже не пропедевтический, он содержит строго научную информацию, а абстрактно-логическое, понятийное мышление у детей еще не сформировано.
  1.Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, «переоткрывает» открытие.
  2. Ученик открывает сам способ работы с понятием.
  • включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность, в основе которой проблема – понимание дефицита имеющихся у обучающихся знаний или умений;
  • рефлексирование по поводу содержания и деятельности на уроке.
  Метапредметное образование согласуется с такими принципами построения урока в рамках системно-деятельностного подхода как, принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности; принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик; принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
  На данном уроке используется презентация, которая ускоряет работу на уроке, экономит время учителя и детей. С помощью данной презентации учитель обобщает результаты работы детей и помогает им выстраивать схему процесса жизнедеятельности клетки. Кроме того, демонстрируемые иллюстрации помогают реализовать принцип наглядности в обучении.
      | Слайд | 
 Деятельность учителя | 
 Деятельность ученика | 
  | 
 | 1 этап урока:Этап мобилизации внимания, формирование интереса(1мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: Мотивировать учащихся к работе, вызвать интерес, мобилизовать внимание. | Цель этапа ученика: Настроиться на работу, актуализировать знания. | 
  | 
 | Учитель, начиная урок, напоминает детям, что они не только изучают биологию как учебный предмет, но и учатся учиться.   В том числе, учатся работать с информацией, переводить ее из текстовой формы в схематическую и обратно в текстовую, в устный рассказ. Учатся работать с понятиями, давать определения. | Следят за мыслью учителя. Вспоминают содержание предыдущих уроков, упражнения по выработке УУД, которые выполняли вместе с учителем. | 
  | 
 | 2 этап урока: Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность (в основе которой проблема – понимание дефицита имеющихся у обучающихся знаний или умений с выходом наличностное целеполагание через осознание своих затруднений)(14мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: 1. Организовать осознание учащимися целей своего обучения и способов достижения целей.   2. Актуализировать знания детей, продолжить работу по формированию познавательных УУД, работу с метапредметами «знак» и «знание». 3. Развивать способности к анализу информации, критическое мышление. | Цель этапа ученика: 1. Определить свой уровень освоения учебного действия. 2. Определить свои цели освоения способов работы с информацией. 3. Осознание содержания и форм своей учебной деятельности (при получении знаний не в готовом виде, а, добывая их самостоятельно). | 
  | 
 | Учитель обращается к детям с вопросами: - Как мы узнаем, овладели ли мы этими умениями, действиями, которые пригодятся нам при изучении любого предмета? | Дети предполагают: - Надо попробовать это сделать. - Нужно выполнить выполнить задания. - Попробовать дать самому определение чего-либо. - Попробовать составить схему по какому-то тексту. | 
  | 
 | - Кто-то из вас хочет проверить себя, определить, насколько хорошо вы овладели учебными действиями и содержанием учебного материала? | Желающие поднимают руки и учитель выбирает из них четырех учащихся, которые будут выполнять задания на доске. | 
  | 
 | Дети получают задания и работают у доски, по мере готовности заданий, ученики рассказывают о результатах своей деятельности и отвечают на вопросы учителя. Задания для работы у доски: | Выполняют задания. | 
  |  Рассмотри результаты опытов по определению в природных объектах различных веществ, и поясни. Какие именно вещества были обнаружены тем или иным способом. | Ученик дает объяснение опытам, проделанным учителем заранее или прямо перед ним: 1. Йодная проба на содержание крахмала в клубне картофеля. 2. Обнаружение жира в раздавленных семенах подсолнечника. 3. Обнаружение в муке белка и крахмала. | 
  |  Составьте схему взаимоподчинения и взаимосвязи понятий: атом, вещество, тело, молекула. | Ученик составляет схему: Тело →Вещество →Молекула →Атом 
 | 
  |  Составь схемы: «Виды веществ» и «Состояния веществ» | Схема: Виды веществ 
 
   
  Неорганические: Вода Минеральные соли 
 Органические: Белки Жиры Углеводы 
 
 
 
 
 
      | Состояния веществ |   | жидкое | твердое | газообразное |  
 | 
  |  Составь схему «Вещества клетки». Приведи примеры этих веществ и поясни, какие функции выполняют в клетке указанные вещества. | Схема: Вещества клетки 
 
 
   
  Органические:  Белки (клейковина)  Жиры (масла)Углеводы (крахмал) 
 
 Неорганические:  Вода  Минеральные соли 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Пока учащиеся у доски выполняют задания 2-4, учитель и учащиеся заслушивают подростка, выполнявшего первое задание. Организует обсуждение результатов работы. | Учащиеся следят за выступлением товарища, делают дополнения. Оценивают результат работы. | 
  | Педагог просит детей дать определение понятию «Вещество». Но, поскольку, в предыдущем параграфе, в котором изучаются вещества клетки, определения не дается, дети испытывают затруднения. Тогда учитель предлагает заслушать ученика, выполнявшего второе задание и, руководствуясь созданной схемой, дать требуемое определение. | Дают свои определения. 
 
 
 
 
 Дети справляются с заданием. Дают определение: «Вещество – это составная часть тел, то, из чего состоят тела» | 
  | 
 | Далее детям предлагается проанализировать выполнение заданий 3 и 4. Происходит обсуждение работ. | Анализируют задания. Высказывают свои мнения, обсуждают результаты.   | 
  | 
 | Учитель продолжает обсуждение проделанной работы: - У всех ли получилось дать определение? - Если бы вы выполняли задания у доски, смогли бы вы все сделать правильно? - Почему? - Что нужно делать, чтобы лучше получалось? | Оценивают свой уровень освоения учебного действия. Предполагают, что необходимо еще тренироваться, выполнять задания, чтобы освоит хорошо учебное действие. | 
  | 
 | Учитель соглашается с мнением детей и предлагает продолжить работу над дальнейшим освоением биологических понятий.   | Открывают учебники, параграф 7 «Процессы жизнедеятельности» | 
  | 
 | 3этап урока:Формирование способности работать с понятиями (3 мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: 1. Обучение смысловому чтению, пониманию и анализу прочитанного.   2. Обучение созданию определений. | Цель этапа ученика: 1. Учиться понимать изучаемый текст, анализировать определения. | 
  | 
 | Учитель напоминает детям, что сейчас они изучают клетку и предлагает дать определение клетки. | Дают определение клетки как наименьшей части живого организма. Вспоминают, что организмы бывают одноклеточные и многоклеточные. | 
  | 
 | Благодарит детей за определение и предлагает найти в учебнике на стр. 29 расширенно, научное определение клетки. Спрашивает, что нового появилось в этом определении, по сравнению с уже им известным. | Указывают выделенные авторами учебника свойства клетки «… служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма». | 
  | 
 | Учитель спрашивает детей, понятно ли им это определение. | Отвечают, что понятно. | 
  | 
 | Тогда учитель просит пояснить, как они это понимают: - Что значит «Клетка – единица строения организма»?   - Как можно выразить эту мысли другими словами? Происходит обсуждение. | Объясняют, как они понимают выражение. Приходят к выводу, что выражение означает то, что организмы состоят из клеток. | 
  | 
 | Учитель просит учащихся найти на стр. 29 еще одно определение клетки: «Клетка – живая система» и, прочитав соответствующий абзац, пояснить, как они поняли это определение. | Дети, прочитав абзац, дают пояснения. | 
  | 
 | Педагог благодарит ребят и просит выделить в тесте признаки системы.   Он напоминает им, что понятие система может быть отнесено не только к живым телам, но и к неживым объектам. Для того, чтобы понять, что же в мире является системой, нужно уметь выделять ее признаки. | Дети испытывают затруднения. Мыслят. Ищут в тексте критерии системы. В процессе совместного поиска выделяются критерии системы:  Состоит из частей.Части взаимосвязаны. | 
  | 
 | 4 этап урока:Формирование у школьников способности схематизации(14мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: 1. Учить смысловому чтению. 2. Формирование обобщенного системного представления о мире. 3. Вырабатывать навык работы со схемами. | Цель этапа ученика: 1.Обучатьсяанализутекста и схематизации понятий жизнедеятельность и обмен веществ. 
 | 
  | 
 | Продолжая урок, учитель предлагает вернуться к первому определению клетки и обратить внимание на вторую часть определения «…клетка – единица жизнедеятельности организма».Он предлагает подросткам объяснить, как они понимают это выражение. Предлагает дать определение понятию «жизнедеятельность». | Испытывают затруднения. | 
  | 
 | Педагог спрашивает детей, как можно разрешить создавшее затруднение. | Дети предполагают, что нужно поискать информацию в учебнике. | 
  | 
 | Учитель просит учащихся прочитать первый абзац параграфа и выяснить, что же ученые понимают под жизнедеятельностью. | Дают ответы в виде перечисления признаков жизни организма. | 
  | 
 | Учитель настаивает на более детальном анализе текста и выделении одного понятия, которое может характеризовать жизнедеятельность. | Работая активно с текстом, анализируя его, дети выходят на понятие «процессы». | 
  | 1 | Учитель благодарит за работу и открывает на экране первый слайд презентации, чтобы произошла визуализация и мысленная схематизация материала. | Рассматривают изображение, осознают и анализируют схему.  
 
 | 
  | 
 | Далее детям предлагается еще поработать со схемой и расширить ее: - Как это можно сделать? | Дети отвечают, что теперь можно назвать те процессы, происходящие в организме, которые отражают его жизнедеятельность. И называют эти процессы. | 
  | 2 | Происходит обсуждение и учитель демонстрирует следующий слайд, который содержит перечисление процессов, которые назвали дети, использовав имеющиеся знания, и проанализировав текст учебника. | 
 | 
  | 
 | Далее педагог просит детей вспомнить изученное ранее понятие «обмен веществ» и подумать над тем,есть ли какая связь между понятиями «жизнедеятельность» и «обмен веществ». | Вспоминают и дают определение понятия «обмен веществ». Указывают, что часть процессов жизнедеятельности входят и в понятие «обмен веществ». | 
  | 3 | Уточняет, какие именно процессы входят в понятие «обмен веществ» и как это можно отразить на нашей схеме. Демонстрирует следующий слайд, отражающий соотношение исследуемых понятий. | Отвечают на вопросы. 
 | 
  | 4 | Продолжая работу, педагог предлагает учащимся вспомнить и открыть в тетрадях схему обмена веществ, которую они создали несколькими уроками ранее.   На экране показывается соответствующий слайд. | 
 | 
  | 
 | Педагог просит детей «прочитать схему» | «Читают» схему, то есть переводят информацию в форму устной речи, рассказа о том, что понимается под обменом веществ, какие процессы сюда входят. | 
  | 
 | Далее учитель предлагает детям вновь вернуться к первому абзацу параграфа и выяснить, как расширяет наше понимание обмена веществ данный текст, какие еще процессы обмена веществ там описываются.   | Читают и анализируют текст. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | 
  | 
 | 5 этап урока:Коммуникация – взаимообмен информацией участников процесса, самооценка и взаимное оценивание (6мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя 1. Организовать работу в малых группах. 2. Продолжить работу над навыками схематизации. 3. Выработка навыков самопроверки и взаимопроверки. | Цель этапа ученика 1. Учиться взаимодействовать в малой группе. 2. Учиться анализировать текст и схематизировать информацию. 
 | 
  | 
 | Педагог предлагает детям проговорить, что это за процессы и где они происходят. Дети, выполняя задание на бланках для индивидуальной работы с заготовками схемы, вносят туда дополнения к ранее сделанной схеме, извлекая дополнительную информацию из учебника. Сначала они работают в парах, затем сверяют свои схемы в четверках, объединившись двумя партами. | Находят указанные процессы и определяют их место протекания – внутри клетки. Совместно ищут способ внесения новой информации в схему. | 
  | 5- 8 | Далее следует обсуждение проделанной работы. По мере обсуждения материала, учитель демонстрирует следующие слайды, последовательно раскрывающие процессы обмена веществ, происходящие внутри клетки.   Показав итоговый слайд, учитель просит желающих «прочитать» его. | Участвуют в обсуждении, сверяют свою работу с «эталоном» на слайде, «читают» схему. | 
  | 
 | 6 этап урока:Решение разных задач и освоение способов их решения.(4 мин) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: 1. Закрепление умений работы с текстом. 2. Формирование аналитического мышления. 3. Организация открытия учениками нового знания. | Цель этапа ученика: 1. Учиться работать с текстом. 2. Решать поставленные учителем задачи. | 
  | 
 | Переходя к следующему материалу, учитель просит детей проанализировать еще два понятия, входящие в более крупное понятие «жизнедеятельность»: «рост» и «развитие». | Находят в учебнике соответствующий материал и с его помощью дают определения: Рост – увеличение размеров. Развитие – приобретение новых качеств. | 
  | 9 
 | Учитель демонстрирует слайд с рисунком клетки на разных стадиях жизни и просит определить, какие процессы: роста или развития изображены. | Исследуют рисунок на слайде и в учебнике. Высказывают и аргументируют свои мнения. | 
  | 
 | После того, как в беседы выясняется, что здесь можно наблюдать и рост и развитие системы. Учитель просит выделить признаки процессов. | Выделяют признаки. Признаки роста: увеличеие размеров. Признаки развития: изменение вакуолей. | 
  | 
 | Учитель задает резюмирующий вопрос: - Как же можно отличить молодую клетку от старой? | Выделяют признаки отличий. | 
  | 
 | Исследуя понятия далее, педагог задает следующий вопрос: - Какие новые свойства приобретает растущая клетка? | Пользуясь первой схемой, как подсказкой, дети находят ответ: - Способность к размножению – делению. | 
  | 10-12 | Далее следует беседа, актуализирующая знания детей: - Что такое размножение? - Как клетки размножаются? - Какую главную задачу должна решить клетка в процессе деления? - Где в клетке хранится наследственная информация? На доске демонстрируются слайды с делящейся клеткой. | Дают определения понятий, отвечают на вопросы. 
 
 
 
 
 Отвечая на этот вопрос дети вспоминают принцип «матрешки», изученный ранее: «Клетка – ядро – хромосомы – ДНК – гены». | 
  | 
 | Актуализировав знания детей, учитель предлагает им выяснить, как же клетка обеспечивает передачу всего своего наследственного материала, хромосом от материнской клетки к дочерней. Для этого предлагается провести моделирующий эксперимент. Желающие ученики (два человека) приглашаются к доске, где на стол учитель выкладывает 20 карандашей и предлагает представить. Что это хромосомы делящейся материнской клетки. Детям предлагается разделить их между двумя дочерними клетками так, чтобы в каждую из них попала вся информация, имеющаяся в материнской клетке. | Пытаются выполнить задание. Делают ошибки, обсужают их вместе с кдлассом. Находят верное решение. | 
  | 
 | Обсудив результаты, учащиеся вместе с учителем приходят к идее копирования наследственной информации. | 
 | 
  | 
 | 7 этап урока:Рефлексирование по поводу содержания и деятельности на уроке(3мин.) | 
  | 
 | Цель этапа учителя: 1. Обобщение материала, организация рефлексии деятельности. 2. Формирование обобщенного системного представления о живой природе, ее жизнедеятельности. | Цель этапа ученика: 1. Подведение итогов занятия. 2. Выстраивание «схемы мира» в сознании. | 
  | 
 | Подводя итоги и обобщая материал, учитель предлагает детям показать связь процессов: Обмен веществ – Рост - Размножение | Раскрывают смысл процессов. Показывают их взаимосвязь. | 
  | 
 | Почему мы называем клетку живой, биосистемой? | Отвечают на вопрос, обобщают, закрепляют материал. | 
  | 
 | Покажите взаимосвязь частей клетки. | Раскрывают смысл взаимосвязи частей клетки. | 
  | 
 | 8 этап урока: Домашнее задание | 
  | 
 | Учить пар.7, отвечать устно на вопросы. В тетрадях восстановить схему «Обмен веществ клетки». | Записывают задание в дневник. |