1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
  2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
     |  Класс (укажите класс, к которому относится урок): |  10 | 
  |  Место урока (по тематическому планированию ПРП) |  Тема 3, урок 8 | 
  |  Тема урока   |  Скованная двойной цепью и его родственница.   | 
  |  Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |  Базовый | 
  |  Тип урока (укажите тип урока): |  ☐ урок освоения новых знаний и умений | 
  |  Планируемые результаты (по ПРП): | 
  |  Личностные:     Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности | 
  |  
 
  Метапредметные    Базовые логические действия:    — использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);  — определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;    — использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;    — строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения;    Базовые исследовательские действия:    — использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях;    — формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;    — выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;    Работа с информацией:    — ориентироваться в различных источниках информации    — формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;   — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);    Универсальные коммуникативные действия  Общение:  - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока;  - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;  - в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;  - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.  Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: - использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
 - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
  образовательной деятельности и жизненных ситуациях  Самоконтроль:    - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;    Принятие себя и других:   - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; - принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
 - признавать своё право и право других на ошибки.
 | 
  |  Предметные  -умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), нуклеотид, мономер, азотистые основания, принцип комплементарности, правило Чаргаффа, ген;    - объяснять особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров;  - умение объяснять биологическую роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организма;  - уметь различать и сравнивать молекулы ДНК и РНК и применять знания на практике | 
  |  Ключевые слова: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), нуклеотид, мономер, азотистые основания, принцип комплементарности, правило Чаргаффа, ген. | 
  | Краткое описание   Данный урок проводится с целью изучения нового материала об особенностях строения и функционирования молекул нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. В ходе урока используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. В течение урока ученики выполняют различные учебные задания: работа по карточкам, работа с учебником, заполнение таблицы, решение цитологических задач, составление кластера. Отобранные виды учебных заданий направлены на достижение планируемых результатов.   На уроке используется оборудование: учебник: биология 10 класс – В. В. Пасечник, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, пространственная модель ДНК, Таблицы и схемы: «Нуклеиновые кислоты; ДНК», «Биосинтез белка». | 
 
  3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
    | БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | 
  | Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | 
  | 
 | 
  | Фронтальная. Создание проблемной ситуации. Подумайте, какая природная структура является аналогом флеш-накопителя? Её возможности феноменальны! Все знания мировой Сети можно в неё вместить. Чтобы доказать, что она гораздо техничнее флеш-накопителя, учёные в 2016году положили на неё запись джазового фестиваля 1986 года, который можно будет прослушать с поразительной точностью даже через сотни лет. И это действительно впечатляет, доказывая, что на подобных открытиях и строится наше будущее | 
  | Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | 
  | 
 | 
  | Фронтальная и индивидуальная. Эвристическая беседа:   На прошлых уроках мы познакомились с химическим составом и функциями белков, углеводов, жиров. Какую роль играют углеводы и жиры в жизнедеятельности клетки? Какие функции выполняют белки в клетке?   Есть еще одно главное свойство живого как самовоспроизведение.   В какой части клетки находится генетическая информация? Какие вещества играют большую роль в воспроизводстве генетической информации? 
 | 
  | Этап 1.3. Целеполагание | 
  |  Прочитайте материал, который у вас лежит на столах  «Открытия изменившие наш мир»   3 сентября 1984 года британский генетик Алек Джеффриз обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально – как уникальны отпечатки пальцев. Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия». Это уникальное открытие сразу же заинтересовало следователей и они рискнули, впервые, применить его в нашумевшем и взбудоражившем всю округу небольшого городка, деле об убийстве. Летом 1986 года, в зарослях близ деревни Нарборо, что в ю милях (16 километрах) от Лейчестера, было найдено тело 15-летней девочки. Всерьез задавшись целью раскрыть и это преступление, полиция, которая узнала о работах Джеффриса из прессы, явилась к нему в университет.
 Получив образцы полиция отправила их в криминалистическую лабораторию Министерства внутренних дел, где к тому времени уже освоили метод Джеффриса. На сей раз все образцы ДНК совпадали. По мотивам истории этого преступления и грандиозного отрытия профессора Джеффриза был снят сериал Сериал «Код убийцы»
 (Code of a Killer). 
 Ответьте на вопросы:
 1.О чем идет речь в истории? 2.Благодаря чему экспертиза установила убийцу? 2. Как вы думаете, какова тема нашего урока? 3. Сформулируйте цель урока.   Используя опорные слова составьте план урока. 
 | 
  | БЛОК 2. Освоение нового материала | 
  | Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | 
  | 
 | 
  | Знакомятся с историей открытия нуклеиновых кислот.  Дают определение понятиям:  - Нуклеиновые кислоты;  - Нуклеотид;  -ДНК и РНК;  - Комплиментарность;  -Правило Чаргаффа;  - Ген;  при необходимости корректируют свои записи. Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с нуклеиновыми кислотами.   Сначала дадим определение: Нуклеиновые кислоты – биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (т.е. полинуклеотиды) Каждый нуклеотид состоит из фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы), и азотистого основания.  Зарисовывают строение нуклеотида.   В зависимости от типа пентозы различают два типа нуклеиновых кислот – дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу. Есть различия и в азотистых основаниях, входящих в состав нуклеотидов ДНК и РНК.  Записывают и обсуждают принцип комплиментарности.  Работают самостоятельно и в парах. Нуклеотиды ДНК: А — аденин,  Г — гуанин, Ц — цитозин, Т — тимин.Нуклеотиды РНК: А — аденин, Г — гуанин, Ц — цитозин, У — урацил.
 Нуклеотиды взаимодействуют с друг другом по принципу комплиментарности. Раскроем понятие ребята. Комплиментарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК.   Подчиняется закону Эрвина Чаргаффа: Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых.   (А+Т) +(Г+Ц) =100 % Это правило нам понадобится при решении задач. Какой второй пункт нашего плана?   Теперь сравним молекулы ДНК и РНК.  Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия нуклеиновых кислот. 
  Пространственная структура молекулы ДНК была смоделирована американскими учёными Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком в 1953 г.  Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру (свойственную только молекулам ДНК), называют двойной спиралью.  Рибонуклеиновая кислота (РНК) — линейный полимер, состоящий из одной цепи нуклеотидов.  
 Определение понятия ген Ген – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного вида белка. 
  Групповая работа ( работа в парах) Составляют кластер занятия. Используя текст учебника и опорный конспект, составьте кластер «Нуклеиновые кислоты».   Проверку кластера осуществляют фронтально. 
 | 
  | Этап 2.2. Проверка первичного усвоения   | 
  | 
 | 
  | Индивидуальная работа   А сейчас мы научимся применять полученные знания на практике. Перед вами карточки с заданиями различного типа. Выполните, пожалуйста, задания, а затем проверим с помощью эталонов ответа у доски. Самостоятельная работа. Заносят в карточки свои ответы. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку.  Задание 2. Решение задачи на принцип комплиментарности. А) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?   Пояснение. Правило Чаргаффа:1. А=Т, А=У, Г=Ц;
 2. А + Г = Т + Ц;
 3. А + Г + Т + Ц = 100%;
 Г=Ц → Г + Ц = 40%;А + Т = 100 - 40 = 60%;
 А = 60 : 2 = 30%.
 
 | 
  | БЛОК 3. Применение изученного материала | 
  | Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | 
  | 
 | 
  | Групповая работа (работа в парах). Решение задач 3адание 1. решение задачи на вычисление количества водородных связей в цепи ДНК. Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 15, с гуанином 30. Решение:    А=Т, Г=Ц, так как они комплементарны Между А и Т двойная водородная связь, поэтому 15х2=30 связей Между Г и Ц тройная водородная связь, поэтому 30х3=90 связей 30+90=120 водородных связей всего Ответ: 120 водородных связей. | 
  | Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)   | 
  | 
 | 
  | Работа в парах Задание .   Определите признак, по которому все нижеперечисленные понятия, кроме двух, объединены в одну группу. Подчеркните эти «лишние» понятия.Аденин, урацил, рибоза, аминокислота, тимин, фосфатная группа, гуанин, цитозин.
 Признак: это составляющие РНК. 
 | 
  | Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности | 
  | Работа в парах Задание 1.   Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.           | Источник ДНК | Группа организмов | Содержание нуклеотида, % |   | Аденин | Гуанин | Цитозин | Тимин |   | Человек | Млекопитающие | 31,0 | 19,1 | 18,4 | 31,5 |   | Корова | Млекопитающие | 28,7 | 22,2 | 22,0 | 27,2 |   | Морской ёж | Беспозвоночные | 32,8 | 17,7 | 17,4 | 32,1 |   | Пшеница | Растения | 27,3 | 22,7 | 22,8 | 27,1 |   | Лосось | Рыбы | 29,7 | 20,8 | 20,4 | 29,1 |   | Дрожжи | Грибы | 31,3 | 18,7 | 17,1 | 32,9 |   | Вирус полиомиелита | Вирусы | 30,4 | 25,4 | 19,5 | 0.0 |   | Туберкулёзная микобактерия | Бактерии | 15,1 | 34,9 | 35,4 | 14,6 |   | Бактериофаг Т2 | Вирусы | 32,6 | 18,2 | 16,6 | 32,6 |     Изучите таблицу и выберите верные утверждения:   1) Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков гуанина в ДНК, а количество цитозина — количеству тимина.  2) Содержание гуанина у дрожжей равно 18,7%  3) У вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина, т. к. вирус полиомиелита — РНК-вирус.  4) Содержание цитозина у туберкулезной микобактерии 34,9%.  5) Данные эксперименты не подтвердили эксперименты и выводы Э. Чаргаффа. Ответ: 23 | 
  |  Этап 3.4. Систематизация знаний и умений | 
  |  
 | 
  |  Фронтальная форма организации  1. В состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты, что свидетельствует о  1) многообразии живой природы  2) единстве органического мира  3) приспособленности организмов к факторам среды  4) взаимосвязи организмов в природных сообществах  2. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы?  1) субъединицы рибосом  2) хромосомы ядер  3) нуклеоиды бактерий  4) микротрубочки цитоскелета  5) хлоропласты  6) митохондрии  
  3.ДНК в клетках присутствует в:  
 1) только в ядре; 3) в комплексе Гольджи и в цитоплазме; 2) в рибосомах; 4) в ядре, пластидах и митохондриях 
 
 4. Выберите три функции, характерные для молекул РНК эукариотических клеток: 1) распределение наследственной информации; 2) передача наследственной информации к месту синтеза белков; 3) транспорт аминокислот к месту синтеза белков; 4) инициирование репликации ДНК; 5) формирование структуры рибосом; 6) хранение наследственной информации  
 | 
  |  БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | 
  |  Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | 
  |  1. Что их нижеперечисленного не относится к типам нуклеиновых кислот?  1)Дезоксирибонуклеиновая кислота  2)Рибонуклеиновая кислота  3)Монодезорибонуклеиновая кислота  2. Что является мономерами РНК и ДНК?  1)Нуклеотиды  2)Олигонуклеотиды  3)Динуклеотиды  3. Какой из компонентов не входит в  состав нуклеотида?  1)Остатки фосфорной кислоты  2)Водородное основание  3)Пятиуглеродный сахар  4. Какое из азотистых оснований не входит в состав ДНК?  1)Тимин  2)Гуанин  3)Урацил  5. Какое из азотистых оснований не входит в состав РНК?  1)Урацил  2)Тимин  3)Аденин  6. Что такое принцип комплементарности?  1)Строгое соответствие нуклеотидов, расположенных напротив друг друга в парных цепях молекулы ДНК  2)Длинный неразветвленный полимер, состоящий из двух цепей нуклеотидов  3)Присутствие ДНК в виде одной макромолекулы в клетках прокариот | 
  |  БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | 
  |  Этап 5.1. Рефлексия | 
  |  
 | 
  | Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (ответ –ДНК)  
 Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что мы сегодня на уроке  узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока.  льше подходит вам, как вы работали) Почему?  Оцените результат своей деятельности. За что и на каком этапе урока я себе сказал бы: «Молодец!». Кого бы еще похвалил на уроке?  
 | 
  |  Этап 5.2. Домашнее задание | 
  |  
 | 
  | Комментирует домашнее задание.  §13-14, записи в тетрадях  Творческие задания (на выбор): составить кроссворд по теме «Нуклеиновые кислоты»; написать эссе о значении нуклеиновых в жизнедеятельности организма, сделать объемную модель ДНК. Объясните высказывание: «От радости я почувствовал себя на седьмом небе, ибо тут я уловил возможный ответ на мучившую нас загадку: почему число остатков пуринов в точности равно числу остатков пиримидинов»    Джеймс Уотсон      На этом мы заканчиваем урок, я хочу, чтобы вы помнили на Земле более 7 млрд. людей но «генетические отпечаток» у каждого свой, пожелаю вам всегда оставаться уникальными. Спасибо всем за урок |