- компьютер, проектор. 
       | 
 | Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся   | 
  | 1. | Организационный момент (1 мин) |  Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия. Учитель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на уроке биологии! | 
 | 
  | 2. |  Этап мотивации к учебной деятельности (3-5 мин) | Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока и целей на данный урок  Просмотр видеофрагмента из ЦОР «Предшественники клеток»   Учитель: Когда-то, миллионы лет назад,  На нашей замечательной планете  Возникла жизнь, и начался парад   Невидимых существ на этом свете.  Жизнь зародилась на Земле 3,5 млрд лет назад Где возникла жизнь? О каких существах говорится в стихотворении? А сейчас на нашей планете, какие организмы живут и сколько их? Всегда ли их было такое разнообразие? Какова же цель нашего урока сегодня? Как вы думаете, менялись ли живые организмы на нашей планете с течением времени?  Верно, их появление происходило поэтапно. Одни появлялись, другие исчезали. Давайте сформулируем тему урока |  Высказывают свое мнение. Формулируют цели  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Отвечают на вопросы учителя  В воде Говорится об одноклеточных организмах Живут разные организмы: животные, растения, грибы и т.д. Их очень много. Нет Узнать, как развивалась жизнь на Земле Да, менялись. 
  
  
  Развитие жизни на Земле  Записывают в рабочую тетрадь число, тему урока 
 | 
  | 
 | 
 | И в итоге, в процессе совместной работы мы должны будем создать с вами временную модель развития жизни на Земле (На доске расположены заготовки для создания модели). Для этого я предлагаю посетить виртуальный музей времени, в котором работают 4 зала. В каждом зале представлен определённый временной период. Не случайно вы сидите сегодня группами, именно вам и придется сегодня побывать музейными работниками. В первом зале можно будет увидеть картину, происходящую 500 млн лет назад, во втором зале – историю, которой 350 млн лет, в третьем – грандиозные события, возраст которых 225 млн лет, в четвертом – появление предков современных организмов, происходящее 65 млн лет назад. (На каждый стол расставляются таблички с указанием временных рамок и файловые папки, в которых находится все необходимое.) |  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 | 
  | 3. | Этап совместного открытия и усвоения новых знаний 15 мин | Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно - поисковой работы с изменениями в облике Земли, происходящими на каждом этапе развития жизни.  Учащимся предлагается, используя все необходимое, выполнить следующие задания:    Используя текст учебника на стр. 52 -53, определить – где появились первые живые организмы на Земле, и отобрать из набора картинок тех животных и растений, которые относятся к вашему периоду. И затем представитель от группы формирует свою часть создаваемой модели, размещая отобранные картинки на своей заготовке. Каждый этап создания модели иллюстрируется слайдами с изображениями внешнего облика Земли на каждом этапе развития. После выступления учащегося по периоду 225млн лет назад. Учитель: пользуясь материалом на стр.54-55, назовите мне название динозавра и зачитайте о нем. Показываю модели: тираннозавр, стегоцефал, компсогнат, диплодок |  Работа в группах, изучают по учебнику свой период, работают с папкой «Копилка знаний», отбирают нужный материал, для временной модели развития жизни.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Один представитель от группы. Помещает на соответствующий участок модели отобранный материал. Проговаривает особенности периода, называет живые организмы, которые жили в тот период. 
 Отвечают, зачитывают информацию из учебника | 
  | 4 | Физминутка 1 мин | Физминутка «Елочка» |  Делают упражнения  
  
 
 | 
  | 5. | Закрепление знаний 10 мин 
 | Цель: закрепление знаний полученных на уроке В качестве закрепления знаний, полученных в ходе сегодняшней экскурсии по виртуальному музею времени, поиграем в игру «Четвертый - лишний». На слайдах - по 4 изображения растений и животных определенного периода развития мира. Ребятам предлагается найти лишний элемент и указать ошибочное изображение.  А теперь каждый сможет понять, как он усвоил материал урока. Предлагаю выполнить задания на индивидуальной карточке.  Проверяем по эталону (на слайде) Проговариваю критерии |  
  Отвечают.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Выполняют задания  Проверяют по эталону.  Проводят самооценку, и ставят себе отметку. | 
  | 6. | Применение знаний и способов деятельности. Практическая работа 5 мин | Итак, мы создали временную модель развития жизни на Земле. Свои знания мы брали из разных источников. Но эти источники тоже создали другие люди - ученые, исследователи. Но ведь все, что мы сегодня с вами изучали, случилось очень давно, когда еще людей не было на Земле, откуда же ученые знают об этом? Кто такие палеонтологи?  Наука палеонтология – это наука, которая изучает развитие жизни на Земле, строение и повадки древних животных (термин на доску). Использует они для этого окаменелости. Предлагаю Вам тоже побыть палеонтологами. Раздаю по группам коллекцию окаменелостей и увеличительные лупы. Рассмотрите их. |  
  
  Отвечают на вопросы учителя.  
  
  
  
  
  По раскопкам, изучению окаменелостей  
  
  
  
  
  
  
  
  Рассматривают окаменелости. 
 | 
  | 7 | Обобщение и систематизация 1мин | Посмотрите на доску, какую цель мы поставили в начале урока? Смогли мы по этапам проследить развитие жизни на Земле? А где, ребята вам пригодятся эти знания? Оценки за урок 
 |  
  Узнать, как развивалась жизнь на Земле  
  
  Смогли  
  На олимпиаде, кто-то станет палеонтологом,   
 
 | 
  | 8 | Рефлексия 1мин | На столе у каждого лежат смайлики. Один улыбается, а другой – грустный. Если вам было интересно на уроке, и вы много узнали, то поднимите улыбающегося смайлика, а если нет, то грустного. Спасибо за урок! 
 |  Поднимают  
  
  
  
  
  
 
 | 
  | 9 | Домашнее задание 1мин | П. 9, читать, отвечать на вопросы. Придумать рассказ и жизни любого древнего животного, нарисовать рисунок | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 |