| Организационно- психологический настрой. 
 
 1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений. 2. Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ними.     
 
 А). Что такое биология?  Составьте синквейн понятия «биология». Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк: 1 – понятие (слово). 2 – прилагательные (два слова). 3 – глаголы (три слова). 4 – предложение (из четырёх слов). 5 – существительное (одно слово).    Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.    Пример синквейна: 1. Биология. 2. Интересная, значимая. 3. Открывает, изучает, экспериментирует. 4. Помогает понять живую природу. 5. Наука.  Б). Биология – наука о жизни.    Современная биология – быстроразвивающаяся наука.   Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение).  Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.    Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.   Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.  Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.  Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.  В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.  В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.  Работа в парах:  Самостоятельная работа с учебником по заданию:     Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).  Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.      | № | Биологическая наука | Что изучает |   | 1 | Анатомия | 
 |   | 2 | Антропология | 
 |   | 3 | Биология | 
 |   | 4 | Биометрия | 
 |   | 5 | Биотехнология | 
 |   | 6 | Биофизика | 
 |   | 7 | Биохимия | 
 |   | 8 | Ботаника | 
 |   | 9 | Вирусология | 
 |   | 10 | Генетика | 
 |   | 11 | Зоология | 
 |   | 12 | Микология | 
 |   | 13 | Микробиология | 
 |   | 14 | Морфология | 
 |   | 15 | Палеонтология | 
 |   | 16 | Селекция | 
 |   | 17 | Систематика   | 
 |   | 18 | Физиология | 
 |   | 19 | Цитология | 
 |   | 20 | Эволюционное учение | 
 |   | 21 | Экология | 
 |   | 22 | Эмбриология | 
 |   
 ??? Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения? Микробиология изучает мир бактерий и вирусов; ботаника – строение и жизнедеятельность растений; зоология собирает и систематизирует сведения о животных;   микология изучает грибы; антропология – человека; общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.    Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.   Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология – учение о функциях живых организмов; анатомия – наука о внутреннем строении существ.  К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),   экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),   палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).  В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.  Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.    Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.  Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.  Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).    Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.    Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.   Проблемный вопрос: Что же изучает общая биология?  Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.    ? Что может объединять все биологические науки?  Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.   Г). Цели и задачи «Основ общей биологии».  Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.    Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?    Задачи:   • выяснить происхождение жизни на Земле    • узнать, как развивалась жизнь на планете    • познакомиться с механизмом образования видов    • установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой    • выяснить структурную организацию живых организмов    Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.   Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.  
 Д). Методы исследования живой материи.  Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.    Самостоятельная работа с учебником по заданию:    Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 4-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, составьте кластер «Современные методы в исследования живой материи» (время на выполнение – 5 минут).  Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.   
 
 Е). Вклад ученых в развитие биологии.    Работа в группах по заданию:  Самостоятельная работа с учебником по заданию:   Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением:      | № | Ф.И.О ученого | Вклад в науку |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |  
 Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире. Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире?   В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».   Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.  Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др. 
 
  1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни? 2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?  3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?  4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.    5. Какова основная цель науки? 6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип? 7. Что такое научный эксперимент? 8. Каких ученых Казахстана вы запомнили? 
  стр. 3- 7 Творческое задание по группам на выбор:   1. Каково значение биологии для понимания всего живого.   2. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры человечества?»   
 Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?   |