Волкова Татьяна Викторовна,
  учитель биологии,
  специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
  Поурочный план  
  
 
  Дата ______
  Класс: 8 –ые
  Предмет: биология
  Тема урока № 53 Значение выделения. Строение и функции мочевыделительной системы.
  Тип урока: изучение новых знаний
  Цель: сформировать знания у школьников об органах выделения, об особенностях строения и функциях мочевыделительной системы.  
   Задачи урока:  
  Образовательные: сформировать  представление о взаимосвязи строения органов мочевыделительной системы с выполняемыми ими функциями;
  Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;
  Воспитательные:
  воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
  Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
  Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.  
  Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.
  Оборудование: торс человека с внутренними органами, флипчарт, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), таблица «Мочевыделительная система», флипчарт, флеш- ролики «Строение мочевыделительной системы», «Микростроение почки», интерактивная доска, компьютер.  
  
 
  ХОД УРОКА
 
 
  Эпиграф к уроку:
   «Скажи мне и я забуду
  Покажи мне, и я запомню
  Дай мне действовать самому
  И я научусь!»
  
  
 
        |  
  
 Этап урока |  
  
 Содержание учебного материала |  МО |  ФОПД |  модули | 
  | I. Организаци онный. |    Здравствуйте, ребята.  Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу,     настроимся на поиск и начнем урок. | Р | Индивид | 
 
 
 Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение) 
 Оценивание для обучения и оценивание обучения 
 Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 
 
 
 Управление и лидерство в обучении 
 
 
 
 
 
 Использование ИКТ в преподавании 
 
 Преподавание и обучение в соответствии   с возрастными особенностями учеников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучение критическому мышлению | 
  | II. Изучение нового материала |  А). Значение выделения. Удаление продуктов обмена лёгкими, почками, потовыми железами.    1. Каково значение выделения для организма человека?  2. Какие органы участвуют в удалении продуктов обмена? Приведите примеры.  
 Б). Значение мочевыделительной системы человека. 1.Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.   2. Перечислите органы млекопитающих, изображенные на таблице, определите, какие из них относят, мочеобразующим и мочевыводящим и заполните схему «Органы мочевыделительной системы»:  Мочевыделительная система      
 
  Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы      
    Почки Мочеточники    
    Мочевой пузырь      Мочеиспускательный канал Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:   используя материал на стр. 224- 226 параграфа 50 учебника под редакцией Р.Алимкулова,   подготовьте рассказ   1 группа: о строении и значении почек; 2 группа: о строении и значении мочеточников; 3 группа: о строении и значении мочевого пузыря; 4 группа: об особенностях строения мочеиспускательного канала у мужчин и женщин. 
  В). Микроскопическое строение почки (с использованием флеш – ролика «Макростроение почки»).    Структурно- функциональной единицей почки является нефрон (более 1 млн. нефронов в каждой почке). Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой, от которой отходит длинный каналец нефрона. Капсулы и часть канальцев нефрона находятся в корковом слое, а остальные части канальцев и выводные трубки – в почечных пирамидах мозгового слоя.  В капсуле нефрона приносящая кровь артерия разветвляется на артериолы (капилляры, по которым течет артериальная кровь), из которых выделяется в капсулу первичная моча, поступающая в извитой каналец нефрона, оплетенный капиллярами. Этот каналец затем впадает в собирательную трубку, из которой вторичная моча попадает почечную лоханку.  Г). Основная функция нефрона – мочеобразование.   Основной функцией нефрона является мочеобразование, которое осуществляется за счет трех последовательных процессов: ультрафильтрации (клубочковой фильтрации), канальцевой реабсорбции (обратного всасывания) и секреции. Образование мочи происходит в два этапа:           | Этапы | Процессы | Где образуется | Состав |   | 1.Образование первичной мочи (150- 180л) | Ультрафильтрация | В почечной капсуле | Плазма без белка 
 |   | 2.Образование вторичной мочи (1,5л) | Обратное всасывание (реабсорция), секреция | В канальцах | Мочевина, мочевая кислота, креатин. |  
 Д). Регуляция работы почек осуществляется нейрогуморальными процессами. Обсудите в группах и объясните, как вы это понимаете? 
 Е). Основные функции почек. используя материал на стр. 226- 227 параграфа 50 учебника под редакцией Р.Алимкулова, составьте в виде кластера основные функции почек. (Ответ:   поддержание постоянства состава внутренней среды организма; участие в регуляции артериального давления; стимулирование образования эритроцитов в красном костном мозге; образование биологически активных веществ, например, гормон ренин,  вызывающие повышение кровяного давления, предшественники гормонов, химические вещества,  увеличивающие сопротивляемость организма к инфекциям; биологические фильтры (выводится избыток разных веществ, например, лекарства).    
 | Р ПП ИП НО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 НО ИП 
 
 
 
 
 
 Р НО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Р ПП 
 
 
 Р | Работа в парах 
 
 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 Индивид 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группах 
 
 
 Работа в группах | 
  | IV. Закрепление | А). Прокомментируйте стихотворение: Они как два больших боба На связках закрепились. У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже. Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже. 
 Б). Решите биологические задачи:  1.Взрослый человек в сутки выделяет 1200-1600 мм мочи. Какое значение для организма имеет выделение мочи? 2. При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Как вы можете объяснить этот факт?
 3. Врач обнаружил у пациента в крови, притекающей к почке, много сахара. Как вы думаете, окажется ли сахар и в моче человека? Свой ответ поясните.
 В). В таблице приведены показатели содержания веществ в первичной, вторичной моче и в крови. Определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови и вторичной мочи. Выбор обоснуйте.
       | Вещества | 1 | 2 | 3 |   | Вода | 90-92 | около 99 | 98-99 |   | Белки, жиры, гликоген. | 7-9 | нет | нет |   | Глюкоза | 0,1 | 0,1  | нет |   | Натрий(в виде ионов) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |   | Сульфаты(в виде ионов) | 0,002 | 0,002 | 0,18 |   | Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2 |   | Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |  
Г). Работа с рисунками. 1. Рассмотрите рисунок 1 «Строение почки». Что обозначено на нём цифрами 1 – 6? Почему сосуд, приносящий кровь в почку, крупнее сосуда, выносящего кровь из неё?
   2. Что изображено на рисунке 2 цифрами 1 – 5? Почему почку можно назвать сложным фильтром?
   
 | Р НО ПП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Р ПП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Р НО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивид | 
  | V. Подведе ние итогов |  Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и    закончили одно из предложений   | Р | Индивид | 
  | VI. Домашнее задание: |  Выучить параграфы 50    Творческое задание на желанию:  О чем может рассказать анализ мочи? | Р | Индивид | 
  | VII. Рефлексия |   Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…. Было бы хорошо, если бы… Мне не понравилось… | Р | Индивид | 
 | 
 
 
  
  
  
 
  Список использованных источников
  1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.  
  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.
  4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.
  5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.
  Интернет - ресурсы:
  1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),
  2. www.yandex.ru -поиск -картинки
  3.www.imfan.kz http://www.imfan.kz - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.
  4.www.kiwi.kz http://www.kiwi.kz - видео файлы
  5.http://mirbiologii.ru/8-klass
  6.http://www.uchportal.ru
  7.
  8.myshared.ru›slide/778318/
  9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i
  10.www.uchportal.ru/
  11.festival.1september.ru/