Цель:  формировать  исследовательские  умения  у  младших  школьников;
                     продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
                     дать представление о  жизни зимующих  птиц;
                     развивать  познавательную  активность  детей;
                     учить детей сравнивать природные объекты,
                     устанавливать между ними связь, делать выводы;
                  воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  Ход  урока.
  Организационный  момент:  на  партах  лежат  
            учебники  окружающего  мира,  тетради,  доклады.
  Вступление.
  Уч.  Скоро  белые  метели  снег  подымут  от  земли.
          Улетают,  улетели,  улетели  журавли.
          Не  слыхать  кукушки  в  роще, и  скворечник  опустел.
          Аист  крыльями  полощет  -  улетает,  улетел.
          Лист  качается  узорный  в  синей  луже  на  воде.
          Ходят  грач  с  грачихой  черные  в  огороде  по  гряде.
          Осыпаясь,  пожелтели  солнца  редкие  лучи.
           Улетают,  улетели,  улетели  и  грачи.                      ( Е. Благинина )
   Грустное  стихотворение.  Не  правда  ли?
  Когда  же  это  бывает?
  Д.  Это  время  года  -  осень.
  Слайд  № 1.
          Картины  осени.
  Уч.  А  сейчас  какое  время  года?
  Д.  Зима
  Слайд  № 2.
           Картины  зимы.
  Уч.Какие  изменения  произошли  в  природе?
  Д.  Солнце  все  ниже  и  ниже;  
        дни  короткие,  холодные;  
        небо  серое;  
        солнечных  дней  мало;  
        почва  и  водоемы  замерзли.
  Уч.  Почему  же  это  произошло?
  Д.  Солнце  ниже;  
        воздух  не  прогревается;
        температура  воздуха  ниже,  а  изменение  температуры  воздуха  влечет  за  собой
        изменения  в  жизни  растений,  человека  и  животных.
  Уч.  Какой  же  вывод  сделаем?
  Д.  В  природе  все  взаимосвязано.
  Уч.  Что  изменилось  жизни  деревьев?
  Д.  Лиственные  деревья  уснули,  в  них  прекратилось  сокодвижение;  
        на  деревьях  голые  веточки  с  почками,  иногда  стоят  деревья  с  плодами,  с  сухими
        листьями;  
        хвойные  деревья  красивы  густой  зеленью;  
        под  снегом  спят  травянистые  растения  с  плодами  и  листьями.
  Уч.  Приведите  примеры.
  Д.  Плоды  кое  -  где  есть  на  рябине,  клене,  акации,  липе,  шиповнике,  бузине.
        На  елях,  соснах,  кедрах  растут  шишки.
        Земляника,  клюква,  брусника  под  снегом  с  зелеными  листочками  и  яркими
        плодами.
  Уч.  Так  что  же  помогает  растениям  перетерпеть  морозы?
          Отгадайте  загадку.
           Когда  повяли  все  цветы,  мы  прилетели  с  высоты.
           Мы,  как  серебряные  пчелки,  уселись  на  колючей  елке.
           Мы  полетели  на  поля,  и  стала  белою  земля.
  Д.  Это  снежинки.  Снежный  покров  укрыл  землю.  Чем  больше  снега,  тем  теплее
        растениям.    
  Слайд  №
  Д.  Читают  стихи.
         Поет  зима  -  аукает,  мохнатый  лес  баюкает  
         Стозвоном  сосняка.
         Кругом  с  тоской  глубокою  плывут  в  страну  далекую  
         Седые  облака.
         А  по  двору  метелица  ковром  шелковым  стелется,
         Но  больно  холодна.
         Воробушки  игривые,  как  детки  сиротливые,
         Прижались  у  окна.  ( С. Есенин )
  Уч.  Блестит,  переливается  всеми  цветами  радуги  снег.
  Слайд  № 3.
           Спасибо,  мороз,  что  снегу  нанес!
  Уч.  Так  говорит  пословица.
  Слайд  № 4.
            Картина  падающего снега.
  Уч.    А  всем  ли  хорошо,  когда  снега  много?
  Д.  Птицам  трудно  искать  корм  в  глубоком  снегу.
  Уч.  Переходим  к  новому  материалу.  Из  всего  выше сказанного,  как  вы  думаете,  о  ком  мы  будем  говорить  на  уроке?
  Д.  О  зимующих  птицах.
  Уч.  Многие  птицы  совсем  не  улетают  от  нас  на  зиму.
  Слайд № 5.
           Рисунки  птиц:  рябчик,  глухарь,  куропатка,  тетерев,  перепелка.
  Уч.  Из  данных  птиц  -  курочек  одна  только  перепелка  -  птица  перелетная,  
          а  рябчики,  тетерева,  глухари,  куропатки  живут  круглый  год  на  одном  месте.
          Отгадайте  загадку.  Маленький  мальчишка  в  сером  армячишке
                                             По  дворам  шныряет,  крохи  подбирает.  ( Воробей )
  Слайд  № 6.
           Рисунок  воробья.
  Уч.  Из  мелких  птичек  воробьи  никуда  от  нас  не  улетают.
  Слайд  № 7.
           Рисунки:  овсянка,  синица,  дятел,  сойка,  сорока.    
  Уч.  Остаются  с  нами  овсянки,  синицы,  дятлы,  сороки,  сойки.
          А  в  том  месте,  где  есть  незамерзающие  водоемы,  остаются  зимовать  утки.
  Слайд  № 8.
           Рисунок:  утки  на  водоемах.
  Уч.  Тихо  в  лесу  зимним  утром,  Чернеют  стволы  и  сучья  еловых  деревьев.  
          На  зеленых  лапах  елей  и  сосен  лежат  пухлые  подушки  снега.  Ни  шелеста,
          ни  звука  не  слыхать.  И  кажется,  нет  никого  во  всем  лесу.
           Вдруг,  точно  живые  цветы,  запорхают  между  деревьями,  мелькнут  желтым,
           красным,  оранжевым,  повиснут  на  еловых  лапах.  Это  стайка  ярко-пестрых
           клестов  облепила  ели,  лущит  из  шишек  семена.
  Слайд  № 9.
           Рисунок:  клесты.
  Уч.  А  через  несколько  минут  также  неожиданно  вспорхнет  стайка  -  и  дальше.    
          Краснеют  уцелевшие  на  рябине  гроздья  ягод.  И  уже  не  пропустит  их
          пролетающая  стайка  красивых  свиристелей,  всю  обдерет.
  Слайд  № 10.
          Рисунок:  свиристели.
  Уч.  С  веселым  писком  и  свистом  пролетят  синицы,  рассыплются  по  веткам,  начнут
           вертеться  на  них.
  Слайд  № 11.
           Рисунок:  синицы.
  Уч.  Вниз  головой  по  стволу  побежит  голубой  поползень,  поднимаясь  вверх,
           закружится  коричневая  пищуха.
  Слайд  № 12.
           Рисунок:  поползень,  пищуха.
  Уч.  А  с  ними  и  пестрый  дятел.
         Отгадайте  загадку.  Черный  жилет,  красный  берет.
                                            Нос,  как   топор,  хвост,  как  упор.       ( Дятел )
  Слайд  № 13.
           Рисунок:  дятел.
  Уч.  На  торчащих  из-под  снега  мохнатых  головках  чертополоха  сидят  щеглы.
  Слайд  № 14.
           Рисунок:  щеглы.
  Уч.  Много  крох  перепадает  птицам  с  человеческого  стола.  Поэтому  зимой  птицы
          жмутся  к  жилью  людей.
           Зимой  среди  деревни  часто  заметишь красивую  сойку  с  ярко-голубыми  
           перьями  на  крыльях,  а  летом  ее  и  не увидишь:  заберется  в  чащу  и  не
           показывается.
  Слайд  № 15.
           Рисунок:  сойки.
  Уч.  Чем  же  страшна  зима  птицам?
  Д.  Зима  страшна  птичкам  голодом,  а  не  холодом
  Уч.  Смотрим  на  выставку  ваших  работ.
          Работа  в  группах  -  по  4  человека;  групп 3.  
          Знаете  ли  вы?
     |  Вопрос  задает  один  ученик  своей  группе | Остальные  дети,  посовещавшись,  отвечают | 
  | В  холодные  дни  птицы... | ищут  корм  в  течении  всего  дня. | 
  | Если  кто-нибудь  из  снегирей  попал  в  ловушку... | остальные  спешат  к  нему. | 
  | Воробьи  стойко  переносят... | холод. | 
  | Воробьи  утепляют  свой  ночлег  под  крышами... | к  сильным  морозам. | 
  | Почему  дятел  не  может  летать  быстро  и  далеко? | Гнездятся  в  деревьях  с  расщелиной,  где  устраивает  свою  кузнецу.  В  нее  он  несет  шишки,  а  из  коры  вытаскивает  насекомых.     | 
  | Стайки  клестов  можно  часто  увидеть  в  наших  лесах... | в  годы  урожая  еловых  семян. | 
  | Клестов  еще  называют... | северными  попугайчиками. | 
  | Глухари  отдых  проводят  в... | сугробе,  иногда  целых  3  дня. | 
  | Птицы  летят  зимой  в  города,  села,... | чтобы  кормиться. | 
  | Птицам  нельзя  давать  …  семена | жареные. | 
  | Крошки  черного  хлеба... | вредны  для  птиц. | 
 
  Уч.  Сейчас  я  расскажу  вам  сказку  « Зимние  гости ».
          Что  вы  поняли  и  приняли  для  себя?
  Д.  Дружба  помогает  выжить  в  самых  сложных  условиях.
  Уч.  А  сейчас  мы  послушаем  ваши  доклады:  « Птицы  под  снегом »,  « Где  ночуют
          птицы? »,  « Подкормка  и  охрана  зимующих  птиц »,  « О  галках,  воронах,  
          сороках ».
         Отгадайте  загадку.  Верещунья,  белобока,  а  зовут  ее  …          сорока.
         А   кто  из  вас  знает  загадку  о  сороке?
  Д.  Непоседа  пестрая,  птица  длиннохвостая,
     Птица  говорливая,  самая  болтливая.         ( Сорока )
  Д.  Рассказывают  стихотворение  « Наши  друзья »  Г. Ладонщикова.
  Рефлексия.
     Наше путешествие  к  зимующим  птицам  подошло к концу.
     Оцените работу в группе.
     Что понравилось на уроке?
        С кем бы хотели продолжить наш  разговор  о птицах, теперь уже о перелетных?
        Пожмите друг другу руку и поблагодарите коллег по  путешествию за совместную
        работу.
Итог.
    Вы собрали богатый материал  о жизни птиц зимой. Всё это мы оформим в одну
       большую папку-альбом: Как птицам перезимовать?
    Теперь я спокойна:  вы не оставите птиц в беде. На следующем уроке мы развесим
       несколько кормушек около школы и будем помогать птицам зимовать, а несколько
       кормушек вы с родителями повесите около своих домов.
  Слайд  № 16.
           Спасибо всем за работу.