Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  
   Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.
   Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
         | № | Этапы урока | Приём урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат (УУД) | 
  | 1 |  Организационный момент Цель: обеспечение положительного психологического настроя и рабочей обстановки на уроке. | 
 |  Приветствует учащихся.  Создаёт комфортную ситуацию на уроке.  Мобилизация внимания учащихся (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) 
 | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |  Личностные УУД:  Формирование навыков самоорганизации.  Коммуникативные УУД:    Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем | 
  | 2 |  Актуализация опорных знаний, умений и навыков:  Цель этапа:  - определить уровень освоения учебного материала прошлого урока.    - установить связь изученной и новой темы. 
 | Работа с раздаточным материалом. |  Расшифруй головоломку.    1. Из чего состоит тело гриба?  2. Как называют тело водорослей?  3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?    Гриб и водоросль дружно жили. Вместе ели, вместе пили.
 Чтобы я и дальше рос,
 Очень важен симбиоз.
  
  
 |  Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.  1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж  2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг  3. цжщегфукшсимбиозещргаитм Итог: закрепление знаний прошлого урока. | Познавательные УУД: Формирование умения применять полученные знания. Регулятивные УУД:   Формулировать цель и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность.  Коммуникативные УУД:    Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.  Понимать и воспринимать на слух.  Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению лишайников; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование потребности и готовности к самообразованию . | 
  | 3 |  Целепологание:  Цель этапа: - организовать актуализацию знаний | Мотивация (проблемный вопрос) |  Учитель показывает видеофрагмент и задает http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BMV_01%5D.WMV  вопросы:  - Что необычного вы заметили?    
  
  - Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?  Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску  - Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?  Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)  
 
 |  
  
  
  - Лишайники похожи на растения, но не растения.  - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.  
  
  
  Чем лишайники отличаются от растений?  - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)  - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) Делятся на группы. |  Познавательные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению живой природы; мотивирование на получение новых знаний.  Коммуникативные УУД:    Высказывать свои мысли, предлагать свою гипотезу, аргументировать свою точку зрения, работать самостоятельно и в группе, осуществлять взаимопомощь.  Регулятивные УУД:  Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).  Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. 
 | 
  | 4 |  Изучение нового материала:  Цель этапа: - обеспечить поиск и осмысление новой информации, организовать работу в группах. |  Работа в группах. ( Распределение ролей) 
 |  Учитель поясняет задачу каждой группе  Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.    Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.  Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером)  Если задания понятны, можно приступать к работе. 
 |  Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.  Получают рабочие листы и начинают работать. ( приложение) |  Познавательные УУД: Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.    Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.  Коммуникативные УУД:    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).  Регулятивные УУД:  Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы. 
 | 
  | 
 | 
 | Физкультминутка | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 5 | Обсуждение результатов |  Выступление учащихся каждой группы.  
  
  
 
 |  Учитель вызывает представителя каждой группы, просит их рассказать что делали, результаты, выводы).  
  
  
  
  
  Предлагает обобщить все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.  - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?   Анализ результатов выполнения учащимися заданий |  Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.  Зачитывают выводы  
  Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). |  Познавательные УУД:  Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности  Регулятивные УУД:  планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);    анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, находить ошибки ( свои и чужие).  Коммуникативные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику и его деятельности.  Личностные УУД:    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. 
 | 
  | 6 | Закрепление материала |  Фронтальная работа  
 http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html |  Интерактивное тестовое задание 
 |  Выполняют задание.  Проводят самооценивание.   
 |  Регулятивные УУД:    оценивать уровень владения учебным действием.  Уметь осуществлять самоконтроль. 
 | 
  | 7 |  Рефлексия учебной деятельности.  Цель этапа: - определить степень освоения нового материала, выявить затруднения, оценить результаты собственной деятельности на уроке. | 
 |  Формулирует выводы совместно с учениками.   Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?  Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. 
 |  Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.  Фиксируют выводы  Определяют уровень усвоения темы.  
  
  
  
  
 Заполняют таблицу «Рефлексия» |  Личностные УУД:  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;  Регулятивные УУД:    оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что интересно, что сложно?»).  удерживать цель деятельности до получения её результата.    Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.  Коммуникативные УУД: Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | 
  | 8 | Домашнее задание | 
 |  Демонстрирует слайд с домашним заданием.1 – уровень. учить § 15 , знать общую характеристику лишайников.  2 –уровень.  Ответить на вопросы в конце параграфа.  3 – уровень.  Написать синквейн.  по теме.  Объявляет оценки за урок. 
 |  Записывают домашнее задание. Показывают свои баллы за урок. | 
 |