Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.
Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.
6 сынып 35 саба?ы / урок 35 Дата:
Саба?ты? та?ырыбы:.Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных.Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.
Саба?ты? ма?саты: Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов
Саба?ты? міндеттері:
– познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.
– научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.
- сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся.
С заселением леса кукушкиным льном может начаться.
Р. Заболачивае леса
А. Осушение сырых мест
Т. Замена хвойных деревьев на лиственные
Щ. Замена леса на лесостепи
К мохообразным растениям относится.
О. Сфагнум
Ж. Ламинария
Б. Все эти растения
Э. Оленний мох
Мужские и женские гаметы у кукушкина льна.
К. Развиваются на разных растениях
О. Развиваются на разном растении
С. Отсутствуют
Ф. Специально образутся отдельные органы
Высота кукушкина льна.
У. 5 cм
А.30 см
Н.15см
Ж.10 см
Споры у кукушкина льна развиваются.
Р. На верхушке женского растения
О. На верхушке мужского растения
К. На нижней стороне листьев
У. У основания ризоидов
В образовании торфа принимает участие.
А. Аспаравгус
И.сфагнум
Б. Ламинария
Д. Фукус
У сфагнума есть.
О. Листья
Ы. Ризоиды
К. Цветки
Л. Все эти органы
Необхадимое условие для оплодотворения у мхов это.
Т. Наличие воды
Б. Определенная температура почвы
С. Недостаток воды
М. Определенная температура воды
Стебель сфагнума ежегодно вырастает
Ы. На 2-3 см
З. На несколько миллиметров
Ч. На 5-10 см
В. более чем на 15 см
Ответ: ПРОКАРИОТЫ
III. Жа?а саба?
Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.
Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.
1. Папоротниковидные.
2. Хвощевидные.
К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.
3. Плауновидные.
Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. ( Слайд № 1)
Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ
В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.(Слайд № 2)
Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)
До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.
Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)
Значение папоротникообразных растений древних и современных видов
Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие ввиде каменного угля. (Слайд № 14)
Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)
Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)
Лабораторная работа № 19. (работа по группам)
«Внешнее строение папоротникообразных».
Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.
Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.
Ход работы
1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)
У папоротника выделяют следующие органы:
А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями. Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)
3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением.(Слайд №9)
Особенности строения хвощей и плаунов
IV. Саба?ты? бекету
(Слайд №17)
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
К папоротникам относятся
кладония
маршанция
сальвиния
агарум
ужовник
щитовник мужской
У современных хвощей
1) фотосинтез происходит в стеблях и ветвях
2) фотосинтез происходит в листьях
3) спороносный колосок образуется в пазухах листьев
4) спороносный колосок образуется на верхушке побега
5) есть только стебель и корневище
6) есть стебель, чешуевидные листья и корневище
Установите соответствие между содержанием первого и второ столбцов.
Установите соответствие между отделами растений и ] представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТДЕЛЫ
А) сфагнум 1) Моховидные
Б) кукушкин лен 2) Плауновидные
В) плаун баранец
Г) гилокомиум
А
Б
В
Г
Установите соответствие между папоротниками и местами их произрастания.
ПАПОРОТНИКИ МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ
А) орляк 1) другие растения
Б) оленьи рога 2) почва
В) сальвиния 3) вода
Г) голокучник
Д) птичье гнездо
А
Б
В
Г
Д
V. ?йге тапсырма беру: параграф 36,38. Творческое задание: нарисовать ассоциаграмму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие.»
6 сынып 35 сабағы / урок 35 Дата:
Сабақтың тақырыбы:.Папоротникообразные растения. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных.Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.
Сабақтың мақсаты: Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов
Сабақтың міндеттері:
– познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.
– научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.
- сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся..
С заселением леса кукушкиным льном может начаться....
Р. Заболачивае леса
А. Осушение сырых мест
Т. Замена хвойных деревьев на лиственные
Щ. Замена леса на лесостепи
К мохообразным растениям относится....
О. Сфагнум
Ж. Ламинария
Б. Все эти растения
Э. Оленний мох
Мужские и женские гаметы у кукушкина льна...
К. Развиваются на разных растениях
О. Развиваются на разном растении
С. Отсутствуют
Ф. Специально образутся отдельные органы
Высота кукушкина льна...
У. 5 cм
А.30 см
Н.15см
Ж.10 см
Споры у кукушкина льна развиваются ...
Р. На верхушке женского растения
О. На верхушке мужского растения
К. На нижней стороне листьев
У. У основания ризоидов
В образовании торфа принимает участие...
А. Аспаравгус
И.сфагнум
Б. Ламинария
Д. Фукус
У сфагнума есть..
О. Листья
Ы. Ризоиды
К. Цветки
Л. Все эти органы
Необхадимое условие для оплодотворения у мхов это...
Т. Наличие воды
Б. Определенная температура почвы
С. Недостаток воды
М. Определенная температура воды
Стебель сфагнума ежегодно вырастает
Ы. На 2-3 см
З. На несколько миллиметров
Ч. На 5-10 см
В. более чем на 15 см
Ответ: ПРОКАРИОТЫ
III. Жаңа сабақ
Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.
Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.
1. Папоротниковидные.
2. Хвощевидные.
К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.
3. Плауновидные.
Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. ( Слайд № 1)
Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ
В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями.(Слайд № 2)
Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)
До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.
Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)
Значение папоротникообразных растений древних и современных видов
Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие ввиде каменного угля. (Слайд № 14)
Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)
Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)
Лабораторная работа № 19. (работа по группам)
«Внешнее строение папоротникообразных».
Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.
Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.
Ход работы
1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)
У папоротника выделяют следующие органы:
А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями. Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)
3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).
4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением.(Слайд №9)
Особенности строения хвощей и плаунов
IV. Сабақтың бекету
(Слайд №17)
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
К папоротникам относятся
кладония
маршанция
сальвиния
агарум
ужовник
щитовник мужской
У современных хвощей
фотосинтез происходит в стеблях и ветвях
фотосинтез происходит в листьях
спороносный колосок образуется в пазухах листьев
спороносный колосок образуется на верхушке побега
есть только стебель и корневище
есть стебель, чешуевидные листья и корневище
Установите соответствие между содержанием первого и второ столбцов.
Установите соответствие между отделами растений и ] представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТДЕЛЫ
А) сфагнум 1) Моховидные
Б) кукушкин лен 2) Плауновидные
В) плаун баранец
Г) гилокомиум
А
Б
В
Г
Установите соответствие между папоротниками и местами их произрастания.
ПАПОРОТНИКИ МЕСТА ПРОИЗРАСТАНИЯ
А) орляк 1) другие растения
Б) оленьи рога 2) почва
В) сальвиния 3) вода
Г) голокучник
Д) птичье гнездо
А
Б
В
Г
Д
V. Үйге тапсырма беру: параграф 36,38. Творческоезадание: нарисовать ассоциаграмму.