- Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш общий дом – нашу Землю.   
Слово Земля имеет несколько значений. Давайте представим, что мы находимся в космосе. Мы видим космические тела: звезды, планеты, метеоры. А вот и наш дом – планета Земля. Значит, слово земля означает планета.  
 А теперь давайте отправимся в путешествие по бескрайнему океану. Запасы воды и пищи на исходе, и надо срочно пополнить их запасы. Земля! Я вижу землю! В этом случае слово Земля – это суша.  
 А теперь послушайте стихотворение.
 Лопата сказала:  
 Земля, чтобы рыть
 Ботинки сказали:
 Земля чтоб ходить
 А люди сказали:
 Земля чтобы жить!
 О чем идет речь! О земле – части земной коры, которая зовется почвой. И так, сегодня почва и будет нашей темой урока (запись в информационном листе). А чтобы вы хотел узнать о почве? Цели урока.  
 И так, в путь!
  - Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что поверхность Земли – голые безжизненные скалы. Как же эти скалы (горные породы) превратились в почву? Какие факторы помогли ее образованию?   
 А. Биотические – живые организмы
  Б. Абиотические (свет, вода, ветер).
 И так, почва это верхний плодородный слой земной коры, который населен растениями. А что же такое плодородный? Это когда растения могут брать из почвы все необходимое: воду, минеральные соли. В почве живут не только растения но и животные, грибы, бактерии. Они разрушают отмершие остатки, тем самым увеличивая плодородие (образуя перегной).
  - На территории Курской области располагается центральный черноземный биосферный заповедник им. Алехина, где изучают почвы. К нам в школу пришло письмо от сотрудников этого заповедника, с просьбой изучить объект, изображенный на фотографии, а так же образец почвы. Мы с вами на время превратимся в экспертов. Что же это за объект изображен на фотографии? Это срез почвы, где вы можете видеть слои (темный верхний и светлый нижний). Это слои называются горизонты. Но а теперь исследуем образец почвы.   
 Внимание! Работа в группах (техника безопасности, будьте взаимовежлевы).  
  На столах вы имеете задания которые должны выполнить (опыт №1, 2, 3). Через 5 минут от каждой группы выступит эксперт, представив результаты работы.  
  Группа №1 – в почве содержатся остатки растений, которые превращаются в перегной.
  Группа №2 – в почве содержится воздух (песок). 
  Группа №3 – в почве содержится вода.
  И так, почва содержит перегной, воду, воздух (песок). А что же ещё?
  Вспомним, что на почве может находится белый налет – это минеральные соли, которые образуют микроорганизмы.
  А что бы выяснить какие еще компоненты содержатся в почве отгадайте загадки.
  Он очень нужен детворе,
  Он на дорожках во дворе,
  Он и на стройке, и на пляже
  Он и в стекле расплавлен даже
  (песок)
  
 
  Если встретил на дороге,
  То увязнут сильно ноги.
  А сделать миску или вазу –
  Они понадобятся сразу.
  (глина)
  
 
  Через нос проходит в грудь
  И обратный держит путь.
  Он не видимый, и все же
  Без него мы жить не можем.
  (воздух)
  И так в почве содержится: перегной, минеральные соли, вода, воздух, глина, песок. Запишите эти составляющие в информационном листе и сравните с алгоритмом на экране.  
  - Многие ученые изучали почву среди них и наш соотечественник В.В. Докучаев (сообщение). 
- Из сообщения вы узнали, что Докучаев составил карту почв и разделил их на группы. Для выяснения названия этих групп поработаем с учебником.   
- Внимание! Работа в группах. 
 В листах с заданиями найдите вопрос №3. Прочтите, подготовьте сообщение.
  Группа №1 - о подзолистых почвах.
  Группа №2 – о черноземных.
  Группа №3 – о песчаных и глинистых.
  И так, почвы можно разделить на песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые. Какие из них самые плодородные? Какими почвами богата наша область?  
  - И так наш урок подходит к концу. Мы хорошо поработали и узнали очень много нового. А самое главное мы выяснили, что почвы образуются очень медленно, но их можно очень быстро разрушить. 
 В старину наши предки брали с собою в дальнюю дорогу немного родной земли, ведь считалось, что она дает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле, писали о ней стих и песни. Давайте же и мы беречь, любить нашу землю.
  
 
  Есть просто храм,  
  Есть храм науки.
  А есть еще природы храм-
  С лесами, тянущими руки
  Навстречу солнцу и ветрам.
  Он свят в любое время суток,
  Открыт для нас в жару и стынь.
  Входи сюда, будь сердцем чуток,
  Не оскверняй его святынь.
  
 
  - Домашнее задание: п. 27, 28 (состав почвы), пословицы о земле. 
 Объясните смыл фраз: Земля это – золото, подземная кладовая.
  - Ну а теперь давайте посмотрим на экран и самостоятельно оценим свою работу на уроке. Поднимите тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке.