|  Организационный момент – 1 мин.  
 Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным. Запишите в тетрадь тему урока.  Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.   К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают. 
 | 
  | Постановка задач урока.   Сегодня на уроке мы   Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.  Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.  | 
  |  Проверка домашнего задания - тест по теме «Кожа» - 5-7 мин. Закончите фразу: 1) Выделительную функцию кожи выполняют ….. железы. 2) Кожу смазывают ………………… железы 3) Производными эпидермиса являются….. 4) Самый тяжелый орган у человека ……….. 5) Поддержание постоянной температуры тела – 6) Верхний слой кожи называют …. 7) Участок наружного покрова, в котором расположены рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды…. - Выберите правильный ответ  1. Собственно кожа образована:  а) эпителиальной тканью, б) соединительной тканью в) мышечной тканью  г) нервной  2. Кожа выполняет функции: а) защитную и выделительную б) опорную в) пищеварительную г) рецепторную и транспортную  3. Температура тела у человека:   а) постоянная б) изменяется при понижении температуры воздуха   в) изменяется при повышении температуры воздуха   4. В теплоотдаче участвуют:  а) желудок и кишечник, б) печень и мышцы,  в) кожа, легкие, кровеносные сосуды, г) сердце и пищевод  5. Что из нижеперечисленного повышает теплоотдачу через кожу?  а) повышение влажности воздуха б) прием небольших количеств соли  в) повышение температуры воздуха г) ограничение в питье 
 
 | 
  | 3. Объяснение нового материала – 25 мин. | 
  | Работа со схемой «Этапы обмена веществ».  Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.  *Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.  *Второй этап - внутриклеточный обмен.  *Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.  Прочитайте в учебнике на стр. 156 третий абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов? Итак, какие продукты распада образуются из белков?  А из жиров и углеводов образуются …  Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.   | 
  | В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Какие? Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)       | Название органа | Вода | Углекислый газ | Твердые вещества |   | Кожа | 700 – 900 г | 4 – 6 л | 7 – 9 г |   | Почки | 1500 г | 30 – 50 см3 | 60 – 65 г |   | Легкие | 500 г | 450 – 500 л | Нет |   - Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)  - Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)   - Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)  - Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы). | 
  |  Строение мочевыделительной системы. (работа с таблицей «Выделительная система»)  К органам мочевыделительной системы человека относятся:    1. Почки.    2. Мочеточники.  3. Мочевой пузырь  4. Мочеиспускательный канал  Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими | 
  |  Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика (задание на информационном листке)  СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.  ТЕКСТ:    У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.   Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? | 
  |  Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу.    ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:    У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.   Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?  - У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.  - У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.   Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.    Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.  | 
  |  Ребята, предлагаю «Словесные пропорции». (задание на информационном листке)  Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».  Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)  Мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган  легкие : углекислый газ = почки : ?  мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?    Ответы: *почки, *моча,* трубочки | 
  |  Давайте рассмотрим строение почки. (таблица «Строение почки»)  *Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.   * Под капсулой расположен корковый слой почек  *Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок  *Пирамидки открываются в малые почечные чашки  *Малые чашки впадают в большие почечные чашки  *А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.   Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.  | 
  |  ФИЗМИНУТКА для глаз  Нарисуй глазами треугольник.  Теперь его переверни вершиной вниз.  И вновь глазами ты по периметру веди.  Рисуй восьмерку вертикально.  Ты головою не крути,  А лишь глазами осторожно  Ты вдоль по линии води.  И на бочок ее клади.  Теперь следи горизонтально,  И в центре ты остановись.  Зажмурься крепко, не ленись.  Глаза открываем мы, наконец.  Зарядка окончена, ты молодец!  
 | 
  |  «Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (работа с таблицей «Строение нефрона»)   - Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»?   В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.  В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.  По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:  Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .    От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.   | 
  |  Уберите лишнее (задание на информационном листке)   Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек Петля 2. Мочеточник Лоханка 3. Извитой каналец Собирательная трубочка 4. Капсула  
  Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона | 
  |  Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона: (работа с таблицей на доске)  Извитой каналец  Капиллярная сеть канальца  Почечная капсула  Собирательная трубочка   Капиллярный клубочек?  *Ответы: 2,1,4,5,3  Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку? | 
  |  Беседа. В тетрадь пишем: Работа нефрона.    В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.   Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.   Задания учащимся:  1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).    В тетрадь пишем: Белки не фильтруются через капсулу.  В тетрадь пишем: плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.   Дополняю: У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.   В тетрадь пишем: Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.   Дополняю: За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.   Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем: Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.  Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше. | 
  |  Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности (задание в информационном листке)   Мочевой пузырь Мочеточники Лоханка Почечные чашки Мочеиспускательный канал  *Ответ: 4,3,2,1,5  (В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) | 
  |  Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?  1500 л ® 150 л ®1,5 л  *Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.  | 
  |  Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.  (Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).  | 
  |  Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.  Каждому на парту. | 
  |  Стихотворение |  Объяснения к нему | 
  |  Они как два больших боба  На связках закрепились, 'У позвоночного столба
 Уютно разместились
 |  Почки расположены по обе стороны позвоночника  Имеют бобовидную форму | 
  |  Фильтруют почки нашу кровиС невиданным упрямством,
 Чтобы во внутренней среде
 Держалось постоянство.
 |  Почка – биологический фильтр  Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма | 
  |  Нефрон содержит капсулы,Канальцы и клубочки.
 Нефронов целый миллион
 Содержат наши почки.
 |  Нефрон – структурно – функциональная единица почки | 
  |  Проходит кровь через нефрон,  Каналец здесь решает,  Чему вернуться в организм,  А что он удаляет. |  Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче  | 
  |  Мы смолоду должны учесть  Что нам всего дороже:  Беречь должны не только честь,  Но наши почки тоже.  
 |  Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.  | 
  |  4.Закрепление и проверка усвоения темы урока. – 10 мин.  
 | 
  |  Задание 1. «СВЕТОФОР»  (у каждого красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)  
   К мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал + Почки – органы бобовидной формы, расположенные в брюшной полости в поясничной области + Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый   Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек + Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек + При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, глюкоза, витамины + Первичная моча образуется в собирательной трубочке   Нефрон состоит из капсулы, извитого канальца и собирательной трубочки +  Задание 2: На модели «Разрез почки» показать и назвать все части почки  
 | 
  |  5.Итог урока. Рефлексия.    1. Продолжите фразу    
  Изученный материал дает мне…  Полученные знания я могу применить…  Достигнута ли цель урока?  
 | 
  |  6.Домашнее задание.  Параграф 42.  1. По желанию «О чем расскажет анализ мочи».   2. Разработать советы по предупреждению заболеваний почек.  
 |