|  Учащиеся знакомятся с информацией по теме «Вирусы» и заполняют таблицу «Инсерт» в группе Прием: «Фишбоун» (рыбный скелет)   Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.    
 Инсерт 
  Дескрипторы:  1. Заполняет предварительные знание о вирусах в 1-ую колонку.  2. Внимательно читает текст о вирусах.  3. Во время чтения текста заполняет остальные колонки таблицы «ИНСЕРТ»
 
  Работа в парах  «Неклеточные формы жизни - Вирусы.»- взаимопроверка  Задание 1. Выбери один правильный ответ:  1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?     а) вирусы; б) бактерии; в) лишайники; г) грибы.2. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому, что они:
 а) не содержат ядра; в) являются паразитами;
   б) не способны к самостоятельному обмену веществ; г) не имеют органоидов.3. Вирусы были открыты в:
   а)  1828 году; б)  1865 году; в)  1892 году; г)  1900 году4. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
   а) оспа; б) туберкулез; в) дизентерия; г) холера.5. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
 а) питаются рибосомами; в) воспроизводят свой генетический материал;
 б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;  г) поселяются в митохондриях.
  6. Вирусы являются облигатными паразитами, так как они   а) могут функционировать только в эукариотической клетке;   б) способны размножаться вне клетки;   в) не способны функционировать вне клетки;   г) могут функционировать только в бактериальной клетке.  7. Вирусы похожи на живые организмы в том, что они   а) имеют свой набор генов и эволюционируют путём естественного отбора;   б) способны размножаться, создавая собственные копии путём самосборки;   в) имеют собственный обмен веществ.  8. Внутри каждого вириона находится   а) гликоген; б) ДНК или РНК; в) молекулы АТФ; г) ферменты.  9. Капсид состоит из   а) углеводов; б) целлюлозы; в) белков; г) минеральных веществ.  10. Функции капсида   а) защитная;   б) обеспечение прикрепления вируса к поверхности клеточной мембраны;   в) создание оптимального давления.Задание 2. Выберите два правильных ответа
   . Обязательными компонентами вируса являются:а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
 Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности; в) дыхание;
  г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.  3) Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
  Задание 3. Выберите три верных ответа из шести.    1) Вирусы, в отличие от бактерий    1) имеют неоформленное ядро  2) размножаются только в других клетках  3) не имеют мембранных органоидов  4) осуществляют хемосинтез  5) способны кристаллизоваться  6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой  Задание 4. Установите соответствие между признаком организма и группой организма:  
     |  Группа организмов |  Признак |   |  1) Прокариоты 2) Вирусы |  A) Клеточное строение тела Б) Наличие собственного обмена веществ B) Встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина Г) Состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки Д) Размножение делением надвое Е) Способность к обратной транскрипции |   
  Индивидуальные задания  Задание 1  На рисунке изображены различные виды вирусов.     Объясните, почему вирусы относятся к неклеточной форме жизни.  Дескриптор Обучающийся  - перечисляет особенности вирусов, доказывающие, что вирус – неклеточная форма жизни.  Задание 2  Из перечня выберите свойства, характерные для вирусов.  A. Очень маленького размера.  B. Во внешней среде не проявляют свойств живого.  C. Имеют форму кристаллов.  D. Не способны к размножению.  E. Не потребляют пищу.  F. Не вырабатывают энергию.  G. Имеют ядро.  H. Не растут.  I. Рост зависит от температуры.  J. Имеют неклеточное строение.  Дескриптор Обучающийся  - выбирает из списка свойства вируса.  Задание 3.  Дополните предложения, написав правильный ответ:    а) название вируса на русский язык переводится как _________  б) открытие вирусов принадлежит __________________________ в) вирусная частица состоит из ___________________________  г) группа вирусов, поражающих бактерии, называется___________  Дескриптор:  -дополняет пропуски в соответствии со строением вируса  Задание 4.  Назовите вирусные заболевания:    а) холера, оспа, дизентерия;  б) оспа, бешенство, грипп;    в) брюшной тиф, грипп, оспа;    г) оспа, грипп, сибирская язва  Дескриптор:  -указывает вирусные заболевания  Задание 5. Жидкость, вчера еще кишевшая бациллами, становилась после нашествия вирусов совершенно прозрачной. Стоило капнуть ею в новое скопление бацилл — микробы снова гибли. Почему это происходило? Как человек использовал это открытие.  
 |