| Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 1) Проверить, закрепить, обобщить знания по теме – эволюционное учение: знания движущих сил эволюции, создание и значение классификации живых организмов, видов борьбы за существование, естественного и искусственного отбора 2) Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, развитие критического мышления, умения анализировать, сравнивать, креативность, внимание, память, работать в группе 3) Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к окружающему миру. 
 | 
  | Середина урока 25 мин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  2.Осмысление- ОБОБЩЕНИЕ- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ материала 1) С древнейших времен ученых интересовал вопрос какая существует связь между живыми организмами, еще в описательный период ученые Древней Греции пытались найти родство между животными разных групп, между растениями разных семейств Задание 1 ЛЕСТНИЦА Вообще говорят, что эволюция – это есть лестница движения вверх Так поднимитесь вверх вместе с учеными, которые пробовали и систематизировали живые организмы 5 мин 2) ПРОВЕРКА- взаимопроверка- оценивание Определите, о каком ученом идет речь (слайды 4, 5, 6  )  Эрудит, верующий.Описывал, систематизировал, организовывал.Создал лучшую искусственную систему.Трудоголик.  (К.Линней)  Талантливый, невезучий.Боролся, отстаивал, доказывал.Создал первое эволюционное учение.Творец.  (Ж.Б.Ламарк)  Трудолюбивый, обстоятельный.Путешествовал, наблюдал, анализировал.Выяснил причины эволюции живого.Гений.  (Ч.Дарвин) 3) Сегодня нам пришла телеграмма поздравление с праздником- но телерафный аппарат сломался и текст нарушился- ваша задача попробуйте из того что в тексте найти сложить и получить что то что связано с нашей темой эволюция 6мин 4) проверка – оценивание 5) Нам продолжают поступать поздравления – мы получили зашифрованное письмо – прочитайте нам его    6 мин 
 6) проверка чтение письма 
 7) А сейчас нам прислали видеопоздравление ваша задача внимательно просмотреть ролик и объяснить все что вы увидели связанное с темой эволюция ( отмечайте, записывайте, какая группа больше увидет) – ламинированный лист 4 мин 8) проверка по кругу 
   9) ДОГОНЯЛКИ А по двору метелицаКовром шелковым стелится,
 Но больно холодна.
 Воробышки игривые, как детки сиротливые
 Прижались у окна.
 Озябли пташки малые, голодные, усталые,
 И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
 (борьба с неблагоприятными условиями)
 Лес кругом, широкая поляна…На траве широкой у кургана
 Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
 (внутривидовая борьба)
 А знаете, друзья, что ежБыл с мягкой шерсткою когда-то?
 Но объявилась вдруг лиса,
 Защелкали зубами волки –
 И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
 (межвидовая борьба)
 Не причиняйте зла скворцу.Оберегая род людской,
 Помощник наш всегдашний,
 Он бьется с грозной саранчой –
 Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
 (межвидовая борьба)
 
 Охотнице сове средь ночи темнойНе жаль певца любви и неги томной,
 А соловей съедает светляка
 Не посмотрев на прелесть огонька,
 Светляк же – ночи светоч оживленный
 Вползая вверх, цветок съедает томный
 (межвидовая) 
 Злой овод в теле лошади, быка,Оленя, поселяет червяка
 Червь роется, грызет под теплой кожей
 И выросши на свет выходит божий. (межвидовая- паразитизм)
 Деревья, травы – вверх растут задорно,
 За свет и воздух борются упорно
 А корни их, в земле неся, свой труд,
 За почву и за влажность спор ведут.
 (с неблагоприятными условиями) 
 
  Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,  Страшатся щуки крокодила,От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
 Всегда имеет верх над слабостью сила.
  (Межвидовая борьба)  
  Желаю жизни много лет,  Не знай ты вовсе обо мне!Найду я ужин и обед,
 Пока ты есть в моей судьбе. (Паразитизм, межвидовая)
  
  Отбором давно забракован.  Ногам не сносить головы!Живите, сильнейшие братья,
 А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).
  
  В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений    (Внутривидовая).  Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.  (Межвидовая).  Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.  (Межвидовая).  Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.  (Внутривидовая).  В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.  (Межвидовая).  Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.  (Внутривидовая).  У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.  (Межвидовая).  Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений.  (Межвидовая).  Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.  (Межвидовая).  Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.  (Внутривидовая).  Ограничение участка обитания системой меток  -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);  - у приматов пахучие подмышечные железы;  - собаки метят территорию мочой.  - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).  Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.  (Межвидовая)  В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.  (Борьба с неблагоприятными условиями среды). 
 
 | Стратегии «Лестница» «Телеграмма» «Зашифрованное письмо» «Подарок- видеоролик» «ламинированный лист» «Догонялки» |