| I.Вызов 
 1.Формулирова ние темы (проблемы) урока
 Постановка учебных задач, планирование последовательность действий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 II. Осмысление
 
 
 
 
 
 
 1.Выполнение задания - (примеры представителей отрядов и характеристика их значения)
 2.Установление причинно-следственных связей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Выполнение практического задания (формирование исследовательских умений)
 
 
 
 
 
 
 
 
 Анализ,оценка правильности и корекция
 
 
 
 
 
 
 III.Рефлексия
 
 | 
 На доске картинки представителей насекомых со слайдов.  (пчёлы, саранча, тутовый шелкопряд, муха, тля, бабочка – аполлон, колорадский жук, таракан, муравей, жужелица, таракан)    - Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке?  - Мы изучали «Общественные полезные насекомые, краснокнижные насекомые»  - Если я скажу, что на доске даны рисунки полезных и редковстречаемых насекомых, верно? А кто из, предложенных, будет относиться к общественным и охраняемым, назовите? Остался ряд насекомых, которых мы будем говорить сегодня. О чём будем вести разговор?  - (о насекомых, которые приносят вред человеку)
 
 -Какая тема урока?    -Так какие надо получить знания сегодня на уроке?,    (чтобы знать тему «насекомые-вредители»)  -(КТО относится, какой конкретно вред приносят и как с ними бороться)
 
 - Для чего нам нужна информация о насекомых – вредителях?  (чтобы не заразиться, соблюдать правила личной гигиены, сохранить урожай, жилище)
 
 
 
 Сейчас я прочту отрывки из книги, а ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы.
 
 
 
 
 «- Что ж, кое-что вы действительно узнали. Но совсем немного. А тот, кто знает немного, ничего не знает. Вот вы оба видели муху и дома, и здесь. И думаете, наверное, что вы ее знаете. Да что тут знать? Как будто ничего особенного муха не представляет собою. А между тем эти самые мухи убили несколько сот лет назад в Европе двадцать четыре миллиона людей, то есть четвертую часть всего населения старой Европы. - Мухи? Не может быть! Как же это они? - Очень просто! Разносили на щетинках по странам Европы "черную смерть", и люди... - Какую "черную смерть"? - Так называли когда-то бубонную чуму... Ничтожные, крошечные мухи могут убить людей больше, чем убивают во время войны пушки, танки и самолеты...»   А вот саранча собирается в самые крупные стаи. Более десяти миллиардов этих насекомых опускаются на поля, сады и плантации, и когда они поднимаются вверх - земля и деревья становятся оголенными. Все колосья, листья, плоды саранча пожирает полностью. Весит такая стая тридцать - сорок тонн. Разоренные крестьяне говорят: "Ты, саранча, съела все, что я посадил и посеял. И мне не остается ничего другого, как съесть тебя!"   И вы действительно ребята, знаете , что некоторые азиатские народы употребляют саранчу в пищу. 
 
 
 - Как вы думаете, о чем говорит профессор Енотов в известной детской книжке Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»?   - говорит об отрицательной роли насекомых.   - В чём проявляется отрицательная роль вредителей? Давайте покажем это в схеме. 
 НАСЕКОМЫЕ  Уничтожение с/х растенийПереносчики болезней, паразитыПорча продуктов, построек, жилища 
 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О НАСЕКОМЫХ – ВРЕДИТЕЛЯХ. - Спасибо, молодцы. Материал очень интересный. 
 - Перед вами лежит таблица. Ваша задача – используя текст учебника на стр. 140-142, образцы из коллекции «Насекомые –вредители», заполнить её по следующим графам: 
      | отряд | представители | значение |   | Прямо-крылые | Кузнечики   Саранча Сверчки   медведки | Уничтожение урожая |   | Клопы или полужесткокры-лые | Клоп-черепашка Постельный клоп | Резко снижает урожай Болезненное состояние человека |   | Жуки или жестко-крылые | Колорадский Майский Короед Щелкун Свекловичный долгоносик Яблоневый цветоед | Снижает урожай Поедает корни сосен Гибель деревьев |   | Бабочки или чешуе-крылые | Белянка Шелкопряд Яблоневая плодожорка | Порча урожая Гибель деревьев   |   | Перепончатокры-лые | пилильщики | Объедают всю хвою |   | Двукры-лые | Слепни оводы | Заболевание и истощение домашних животных |   | вши | 
 | Переносчики опасных заболеваний |   | блохи | 
 | Переносчики чумы, сыпного тифа, туляремии |  
 Проверяем выполнение задания в парах 1 ряда. Пары второго и третьего рядов внимательно слушают и делают записи в таблице. Была информация , которая вам знакома? Чего не знали? Что не понятно? А что-то удивило вас? Проверка: учитель демонстрирует слайд, учащиеся (по группам) зачитывают колонку таблицы (ответ). 
 - Кто из насекомых наиболее опасен? Почему вы так думаете? (те насекомые, которые являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний и живут на теле человека) ФИЗМИНУТКА 
 Давайте вернёмся к началу урока, какие из поставленных задач мы выполнили? -(представители и что делают). -А каких знаний не хватает, чтобы полно осветить тему? - способы борьбы человека с вредными насекомыми. - Следующие задания. Разделитесь по группам. (4-5 человек сидящих рядом). 1 группа – используя текст учебника изобразить биологический метод борьбы и прокомментировать свой рисунок 2 группа – вам дана серия рисунков, а по ним надо объяснить какой метод борьбы с насекомыми изображён. Почему вы так считаете? (агротехнический) 3 группа – сравнить физический и химический методы борьбы, указать в чём преимущества каждого, а в чём недостатки? 4 группа – закончить схему (кластер)   
 К каким насекомым можно отнести этот метод борьбы? 
 задание №3 раб. тетрадь стр. 95) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.  Вот Бабочка-красавица,
 Но мне она не нравится.
 Где Бабочка опустится,
 Капуста там скапустится  Энтин Ю. С.  - О каком насекомом идет речь в стихах Энтина? К какому отряду относится бабочка? Почему капуста «скапустится»?  - А теперь задание для овощеводов: (по группам)
  На схемах показаны циклы развития капусты и    бабочки- капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются    капустными листьями. Бабочка отложила на лист капусты   яйца через три месяца после посадки рассады на поле. Что   случится с урожаем?  Капуста:  Прорастание семян -15 дн.  Развитие рассады в горшочках -15дн.  Посадка на грядку и рост растений – 60дн.  Образование и развитие кочана, сбор урожая-30дн.  Бабочка капустница:  Яйца 7 дней  Гусеницы 21день    Куколки 10дн  Бабочки 14дн  - А бабочка имеет какой цикл развития? Почему?  
  А.Гусеницы не успевают вылупиться и урожай не  пострадал.  Б.Гусеница только приступит к поеданию капусты.  В.Гусеницы успеют немножко испортить кочан.  Г.Гусеницы сильно испортят кочан.  Д. Гусеницы съедят весь кочан капусты. 
  - На что надо обратить внимание при решении задачи?  Уметь соо Уметь соотнести циклы развития бабочки-капустницы и капусты. Увидеть Увидеть взаимосвязь этих циклов.    
  
 - Каков же ответ? Значит, зная биологические особенности можно избавиться от вредных насекомых безопасным способом. КТО ДАСТ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАДАТЬ ЛЮБОЙ ВОПРОС И ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ.  
  
  
 
  - Давайте вернемся к проблеме урока: как можно ответить  на вопрос о роли вредных насекомых?  
 
 Вывод:    - Среди насекомых есть серьёзные вредители растений и пищевых запасов; среди насекомых много переносчиков болезней;  - человек должен учитывать это, борясь с вредными для него видами. Для человека насекомые наносят вред, но человек не должен наносить вред природе!  Подведение итогов:  - Итак, выполнили ли мы поставленные задачи полностью?    - Какие вопросы требуют дополнительной работы?    - Что вам показалось наиболее интересным?    - Вам даны сотовые телефоны. Вы уже пользовались этой «услугой» Я прошу вас написать SMS-своему соседу, где вы оцените его работу на уроке.  Домашнее задание:    § 29
  (На выбор) Измените условие задачи о капусте и бабочке, так чтобы получился другой вариант ответа (Б, В, Г или Д).  Предложите способы сохранения урожая капусты.  Стр. 96 таблица насекомые – переносчики возбудителей заболеваний,    Математическое задание на выбор №5 в раб. тетр.  
 Оценки за урок.    Отметить наиболее активных в группах, тех кто готовил сообщения, решил задачу.    Обратить внимание ребятам……….., т.к. не активны во время работы.
 
 ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
 
 
 
 
 | Работа по фото и рисункам.
 
 Варианты ответов учащихся. 1 мин. Тема урока на слайде.
 Запись темы в тетрадь.    2 мин.
 
 
 
 
 
 
 Учитель зачитывает отрывок из книги.  2 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 мин.
 
 
 
 Запись схемы в тетради
 
 
 
 2 мин.  (10 мин.)
 
 
 
 
  
  
  
    + знаю  - не знаю  ? не понял,    хочу спросить  ! удивило 
 
 
 Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением    5 минут
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5 минут
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 5 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (30 минут урока)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7 минут
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 минуты
 |