| Этап урока (указать название этапа) | Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала) | Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся) | 
  Универсальные учебные действия  (УУД) | Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока) | 
  | Актуализация прежних знаний | Каково значение транспорта веществ в организме животных? Какие системы позвоночных животных задействованы в транспорте веществ в организме? Как происходит транспорт веществ у растений? 
 
 По организму животных и растений транспортируются не только полезные вещества, но и те, которые подлежат удалению из организма и являются вредными для него. Догадались ли вы, какую систему жизнедеятельности мы сегодня будем изучать. Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? | Отвечают на вопросы учителя. -обеспечивает перемещение питательных веществ и газов - кровеносная система 
 
 
 
 
 - перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям. Вода с минеральными веществами передвигаются по сосудам древесины, а органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Слушают учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 - выделительную. Записывают тему урока 
 
 
 Пытаются давать ответы, аргументировать.  |  осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно. 
 |   | 
  | Формирование новых понятий и способов действия | Как вы думаете, что такое выделение? 
 
 Перед каждым организмом стоит проблема удаления вредных веществ. Решается она по-разному. Прочитайте текст учебника стр. 84 и дайте ответ на следующий вопрос: Грозит ли пресноводным простейшим опасность, если у них не будет сократительной вакуолей? У инфузорий, живущих в морской воде, сократительных вакуолей нет. Подумайте почему? Ответ подготовьте к следующему уроку. Класс делится на 3 группы. 1 группа находит в учебнике на стр 84. как происходит процесс выделения у кольчатых червей. 2 группа находит в учебнике на стр. 86. как происходит процесс выделения у насекомых. 3 группа находит в учебнике на стр. 86 как происходит процесс выделения у позвоночных животных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В процессе выделения принимают участие и другие органы 
 
 Назовите, какие можно назвать системы органов, связанных с выделительной? У растений и грибов нет специальной выделительной системы Кроет уж лист золотой  Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холода щеки горят, Любо в лесу мне бежать Слышать, как сучья трещат,  Листья ногой загребать  (А. Майков) Какой процесс описал Майков в стихотворении? В чем состоит значение листопада для растений? | Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступившихся с пищей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают с текстом учебника. - если организм простейшего лишить сократительной вакуоли, он погибнет, его просто разорвет от избытка воды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работу выполняют в виде сравнительной таблицы 
      | Животные | Органы выделения | Особенности строения |   | Дождевой червь | метанефридии | Канальца, которые открываются реснитчатыми воронками в полость тела В них собираются ненужные вещества и выводятся через поры. |   | Насекомые | Мальпигиевые сосуды | Тонкие длинные трубочки, один конец которых лежит в полости тела, а другой открывается в задний отдел кишечника. Из гемолимфы вещества поступают в трубочки, а оттуда – в сухом виде наружу |   | Позвоночные | Почки, мочеточники, мочевой пузырь | Через почки удаляются ненужные для организма жидкие вещества |   Называют известные органы выделения  Легкие – углекислый газ, вода  Кожа – вода, углекислый газ, мочевина  Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества  Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли  - это пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  -Листопад  
 
 
 |    используют приемы работы с информацией; осуществляют постановку и формулирование проблемы,  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;   адекватно используют речевые  средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию;   принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы  
  
  
  
  
 |  
  
  
  Часично-поисковый  
  
  
  
  
  
  
  
  Наглядный  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Групповая форма  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проблемный | 
  |  Формирование умений и навыков |  Какое значение имеет листопад? Выберите правильные ответы:   Снижает испарение воды Защищает деревья от ветра Предохраняет деревья от мороза Способствует удалению ненужных солей  Работа с рабочей тетрадью.   Заполните таблицу |  
  
  Выбирают правильные ответы  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Работают с заданиями из рабочей тетради: № 100, на стр.55     | Представители животного мира | Органы и системы выделения |   | Амеба | Сократительная вакуоль |   | Планария | Выделительные каналы и поры |   | Тигр | Почки, мочеточники, мочевой пузырь |   | Божья коровка | Мальпигиевые сосуды |   
 |  Метапредметные УУД: осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий;  принимают учебную задачу;  отвечают на поставленные вопросы.  Работают с таблицей |  Частично-поисковый  Наглядный |