Автор разработки: Гресь Оксана Джорджевна, учитель биологии МБОУ СОШ №39 г. Ставрополя
              | Общая часть | 
  | Предмет | Класс | Тема урока | 
  | Биология   | 9 | Состав и структура природного сообщества. Практическая работа: составление пастбищных и детритных пищевых цепей различных природных сообществ (комбинированный урок) | 
 |
  | Используемый учебник | 
  | Название | Класс | Авторы | 
  | Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. | 9 | Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. | 
 |
  | Планируемые образовательные результаты | 
  | Предметные | Метапредметные | Личностные | 
  |  формировать умение выделять существенные признаки природных сообществ, их сходные и различные черты;формировать умение определять основные звенья пищевых цепей и их назначение;формировать умение понимать смысл биологических терминов: состав, структура, морфология, жизненные формы, ярусы сообщества, пищевые цепи, пищевые сети, продуценты, консументы, редуценты, детрит, планктон, нектон, бентос, алгоритм действий при работе со схемами, рисунками в паре и индивидуально. 
 | Познавательные:   умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связейСформировать умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать наглядную информацию – рисунки в учебнике и на слайдах презентации.   Коммуникативные:  Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально,  Сформировать умение учебного сотрудничества с учителем  Сформировать владение диалогичной речью Регулятивные:  Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии отметки.Сформировать умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.Через самооценку учиться объективно оценивать свои знания и учиться оценивать других | признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | 
 |
  | ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | 
  | Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания | 
 | 
 |
  | Организационная структура урока | 
  | Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | 
  | Перед началом урока | 
 | 
 | 
 | 
 | 3-5 мин | 
  | 1.Организационный |  Личностные:  Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье. Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков. | 
 | Приветствует учащихся 9-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи.   | 2 мин | 
  |  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков. | Презентация, тетрадь | Задает вопросы: 1. на прошлом уроке мы перешли к изучению какого уровня организации живой материи? 2.экосистема и биогеоценоз – это одно и тоже? 
 
 
 3.У Вас возникли вопросы из чего состоят экосистемы и как они устроены? – это и будет темой нашего урока. Слайд № 1: состав и структура природных сообществ 
 | Ответы учащихся: 8-й уровень- экосистемный = биогеоценотический   
 Нет, биогеоценоз-это только природная экосистема, а экосистемы бывают еще и искусственные, созданные и поддерживаемые человеком. Да. 
 
 
 Запись в тетрадях темы урока. | 2-3 мин | 
  | 3. Актуализация знаний. | Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя  Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Презентация, учебник, тетрадь | Как вы думаете, кто входит в состав природного сообщества? Слайд № 2. Значит, состав сообщества – это его видовое многообразие. Слайд № 3: давайте прогуляемся в лес. Кого Вы видите на этом слайде? Чем они отличаются друг от друга? А какие жизненные формы у растений Вы знаете? Слайды № 4, 5: жизненные формы растений и их отличительные черты. Задание: в учебнике в пар 43 найдите определение жизненные формы 
 
 
 
 
 Слайд № 6: многообразие жизненных форм животных. Почему у животных больше жизненных форм? 
 Мы воспользуемся классификацией жизненных форм животных Даниила Николаевича Кашкарова, в основе которой способы передвижения и среды обитания. 
 Слайды №№ 7-12   Слайд № 13: морфологическая структура определяется набором жизненных форм организмов и их отношений. Слайд № 14: Как Вы думаете, чем отличаются организмы друг от друга? Поэтому они распределяются в пространстве ярусами, этажами. Какие организмы главные в экосистеме? Какое условие для растений самое важное? Откуда правильно считать ярусы? Слайды №№ 15, 16. Сравните с рис.83 в учебнике. О какой структуре идет речь? 
 Слайд № 17. Зачитывает стихотворение Э.Дарвина. О каком виде взаимоотношений говорится в нем? Еще одной структурой сообщества является трофическая | Ответы: представители царств растений, животных, грибов, бактерий 
 
 Растения – береза, земляника, травы, молодое деревце. Размером, формой. Деревья, кустарники, травы 
 
 Чем отличаются – размером, строением, сроком жизни 
 В рабочей тетради записывают определение жизненные формы -ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ, ВОЗНИКШИЕ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ МЕСТООБИТАНИЯ. 
  ОБИТАЮТ ВО ВСЕХ 4-х СРЕДАХ ОБИТАНИЯРАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯРАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯРАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА ПОСТОЯННАЯ ИЛИ ЗАВИСИТ от t0  средыОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ 
 Записывают определение структуры № 1. 
 
 
 По форме, размеру, условиям обитания, сроку жизни и др. 
 
 
 
 Растения Солнечный свет 
 Сверху 
 
 О пространственной. Записывают в рабочую тетрадь определение. 
 О пищевых взаимоотношениях | 10 мин | 
  | 4. Первичное усвоение новых знаний. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Учебник, тетрадь, презентация | Какие три структуры имеет сообщество? | Морфологическая, пространственная, трофическая | 2 мин | 
  | 5. Первичная проверка понимания | Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого. | Учебник, тетрадь, презентация | Слайд № 19: звенья пастбищной пищевой цепи. Вам все термины известны? 
 Слайды №№ 20-23 примеры пищевых цепей и сети в разных сообществах Слайд № 24: экологическая роль организмов в экосистеме и их типы питания. Задание: на стр. 208-209 найдите определения и выпишите их в тетрадь. Чем питаются разлагатели-редуценты? А они включены в пищевые цепи? Слайды №№ 25, 26 
 
 | 
 
 Пастбищная? Продуценты? Консументы? 
 
 
  
 
 
 Записывают в тетрадь определения. 
 Мертвой органикой Да. Записывают в тетрадь информацию о детритных пищевых цепях | 10 мин | 
  | 6. Первичное закрепление | Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом.  Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Тетрадь, карточка с заданиями практической работы, презентация | Слайд № 27. Практическая работа. Раздает каждому учащемуся карточку (лист А4) с заданиями практической работы. Подпишите свои листки. Объясняет, как задания выполнять. Разрешено пользоваться учебником, записями в тетради. В процессе выполнения заданий переключает слайды №№ 28, 29, 30. | Каждый учащийся на полученном листке выполняет три задания. | 15 мин | 
  | 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.  Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности. | презентация. | Какое задание оказалось более сложным? Почему? Вы поняли отличия пастбищных и детритных пищевых цепей? Природные экосистемы смогли бы существовать без них? За работу на уроке можно выставить отметки учащимся. 
 
 | Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание.   
 | 2-3 мин | 
  |  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 
 | Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний | 
 | Д/З к следующему уроку: изучить материал параграфа № 43, выучить все определения 
 | Учащиеся записывают Д/З в дневник. | 2-3 мин | 
  | 9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности. Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников. Личностные: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | 
 | У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи.   | Делятся впечатлениями и своими самооценками. После звонка с урока собирают портфели. Благодарят учителя за урок. | 3 мин |