УМК: «Биология», С.Б. Данилов, Н.И.Романова, А.И. Владимирская, 2014г
 Тема урока: Нуклеиновые кислоты.
 Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в теме «Химическая организация клетки».
 Цель урока: изучение строения и функций нуклеиновых кислот.
           | Тема урока | Нуклеиновые кислоты | 
  | Тип урока | Комбинированный урок   | 
  | Целевые установки | Личностные: умение грамотно изложить свою точку зрения.   Метапредметные: умение обобщать и анализировать полученную информацию. Предметные: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК.   | 
  | Основное содержание изучаемой темы | Нуклеиновые кислоты, строение нуклеотида, комплементарность, формы РНК и их функции. | 
  | Ключевые опорные точки темы урока | Нуклеиновые кислоты - природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.   | 
  | Термины и понятия | Дезоксирибонуклеиновая кислота, рибонуклеиновая кислота, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, комплементарность,   т-РНК, р- РНК, иРНК, нуклеотид.   | 
  | Планируемые образовательные результаты | 
  | Личностные | Метапредметные | Предметные | 
  | Развивать познавательный интерес к биологии. Понимание значимости открытия особенностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки Д. Уотсоном и Ф. Криком. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Принятие ответственности за результаты своих действий. |  Регулятивные УУД: определение задач урока, необходимых для достижения его цели, выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия; Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения в устной и письменной форме;  Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы, проводить аналогии из повседневной жизни для понимания закономерностей протекания процессов. 
 | Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК. Различать молекулы нуклеиновых кислот на рисунках и таблицах. Объяснять значение ДНК и РНК. Сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или иРНК, опираясь на знания принципа комплементарности. Обучающиеся должны знать: роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации, роль генетического кода в биосинтезе белков, химическую природу гена.   Обучающиеся должны уметь: определять комплементарную последовательность иРНК, мРНК по цепи ДНК; сравнивать ДНК и РНК, находить черты сходства и различия. | 
  | Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде | 
  | Информационные ресурсы   | Формы работы   | Межпредметные связи | Дидактические и раздаточные материалы | Биологический  эксперимент | Демонстрации 
 | Диагностические материалы 
 | 
  | Учебник рис. 13 - 15, с.36 - 38 Интернет-ресурсы: Интерактивная: презентация, тест: «Нуклеиновые кислоты».   | коллективная (К); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | химия,   экология | 1. Инструкции для работ групп. 2.Справочники, словари биологических терминов. | 
 
 | Демонстрация:  Модель ДНК; таблицы «Строение ДНК, РНК»; презентации «Нуклеиновые кислоты». | 1. Типовые задания. 2. Учебно-познавательные задачи. 
 | 
 
                | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности   | 
  | I. Актуализация изученного (5 мин) | 
  | 1. Организует деятельность по актуализации знаний по углеводам и липидам. 2. Организует повторение и контроль знаний учеников, осуществляет самостоятельную работу с тестом по теме «Углеводы. Липиды». 
 | 1. Внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И)   
 
 
 2.Самостоятельно выполняют задания теста (И):    (Приложение 1). Самоконтроль (Слайд2). | Личностные: знать классификацию углеводов, их строение и функции.   Метапредметные Познавательные:  Осуществлять сравнение свойств углеводов и жиров.Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.  Осознанно и произвольно строить речевые высказыванияПоиск и выделение необходимой информации. 
 Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников. Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с егособственной, и ориентироваться на позицию партнера в
 общении и взаимодействии.
 Предметные: Обобщить знания обучающихся по теме: «Органические вещества, входящие в состав клетки . Углеводы. Липиды». | 
  | II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание (5 мин) | 
  |  1.Организует   осуждение проблемы:  Какие вещества клетки являются носителями и передатчиками генетической наследственной информации? Где они находятся в клетке?  2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.  3. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели. |  1. Выдвигают гипотезы и обсуждают их.  
  
  
  
  
  
  
  
  2. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.  
  
  3. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). (Слайд3-4). 
 | Личностные: Формировать  учебно-познавательную мотивацию учения,  (интерес) и находить  ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение». Метапредметные Познавательные: Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия. | 
  |  III. Учебно-познавательная деятельность (10 мин) | 
  | 1. Организует демонстрацию таблицы «Строение ДНК, РНК»; Модель ДНК;, обсуждение увиденного. Организует просмотр слайдов презентации, предлагает обсудить увиденный материал. 2. Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек « История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК», «Классификация нуклеиновых кислот, особенности строения. Биологическая роль», «Формы РНК и их функции». 
 
 
 
 Физминутка | 1. Знакомятся с таблицей «Строение ДНК и РНК», моделью ДНК (К). (Слайд5-9) 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г): 1 группа. Изучают текст с. 34 «История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК», записывают тезисы изученного материала. Отвечают на вопросы: «Какова роль американского биолога Д. Уотсона и английского физика Ф. Крика в истории изучения нуклеиновых кислот?», «Каковы  особенности строения молекул ДНК и РНК?». 2 группа. Изучают текст на с. 36 - 37 учебника заполняют таблицу: (Приложение 2). 3 группа. Изучают текст на с. 38 учебника работают над заполнением таблицы: «Формы РНК и их функции», вставляют необходимые слова по смыслу, заполняя пропуски: (Приложение 3). 3. Обсуждение результатов работы (Г). (Слайд 10-12) 
 (Слайд13) | Личностные: Формировать  учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные:   Общеучебные   Логические Знаково-символические действия -из полного текста в таблицу и тезисы.  Регулятивные:    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные:    Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации о нуклеиновых кислотах. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные:  Формируем умение решать биологические задачи. . | 
 | 
 | 
  | IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (8 мин) | 
  |  1. Организует работу в парах: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Организует работу по определению значения терминов повышенной сложности с использованием поисковых систем Интернета, справочной литературы.   | 1. Работают в парах, выполняя задания. (Слайд 14) Вставьте нужные слова:    В составе РНК есть сахар…  В составе ДНК есть азотистые основания…;  И в ДНК, и в РНК есть….;  В ДНК нет азотистого основания…  Структура молекулы РНК в виде…  ДНК в клетках может находиться в …  Функции РНК:…  В составе РНК есть азотистые основания…;  В составе ДНК есть сахар…;  В РНК нет азотистого основания…  Структура молекулы ДНК в виде…  Мономерами ДНК и РНК являются…;  РНК в клетках может находиться в…  Функция ДНК…. Составляют общую схему на доске (К):  Нуклеиновые кислоты 
     
   ДНК РНК 
   
       рРНК иРНК 
   тРНК 
 
 2. Находят в справочниках и поисковых системах Интернета, справочниках биологические термины и их определения:   Репликация – это … Генетический код… 
 | Личностные: Формировать  учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные:   Общеучебные    Осознанно строить речевые высказывания.Искать и выделять необходимую информацию, с применением поисковых систем Интернет, справочной литературы. Логические Знаково-символические действия -из полного текста в схему.  Регулятивные:   Коммуникативные:   Предметные: Понимание биологических терминов, применение новых знаний, в том числе повышенной сложности, в новых ситуациях.   | 
  | V. Оценочно-рефлексивная деятельность(15 мин) | 
  |  Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает:  1. Ответить на вопросы.  
  
  
  
  2. Решите задачу: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г. Изобразите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК; объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.  3. Организует выполнение интерактивного теста, с использование Adobe Flash Player, анализ результатов оценивание.  
  II. Предлагает ученикам вернуться к поставленным целям урока, провести оценку их достижения.    
  
 Организует вербальную рефлексию.   | 1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И).  Вопросы: 1.  Какие особенности строения ДНК обуславливают ее удвоение? 2. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК? 3. Чем отличаются нуклеотиды РНК и ДНК? 4. Какие виды имеются в клетке? 
 
 
 2. Решают задачу: Решение: участок фрагмента двухцепочной молекулы ДНК выглядит так А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г   Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г – Ц – Т – А – Ц   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Выполняют интерактивный тест «Нуклеиновые кислоты» (К), получают оценку и анализ выполнения работы, просматривают и исправляют указанные в тесте ошибки, при необходимости просматривают верные варианты ответов.   
 
 
 II.Участвуют в рефлексивной деятельности, оценивают свою работу, высказываются о значении нового материала и приобретенных знаний. Отвечают на вопросы:  - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднения? - Оцените свои достижения на уроке? Называют, что нового узнали на уроке, значение данного материала. Указывают трудности, которые испытывали на уроке. | Личностные:  Формирование умения делать выводы по пройденному материалу. Метапредметные Познавательные:   Логические Знаково-символические действия  Регулятивные:    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные:   Предметные: Могут объяснить значение нуклеиновых кислот, знают особенности их строения и функций. | 
  | Домашнее задание (2 мин) (слайд 16)  Для всех § 5, с. 34- 38,  решить задачу:  В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь. А – А – Г – Т – Ц – Т – Г – А На выбор: сообщения   Творческое задание: составить кроссворд, синквейн по теме: «Нуклеиновые кислоты».   Подготовка к ОГЭ - выучить термины повышенной сложности и их значение, составить опорную схему по изученному материалу. |