Урок 5 класс
 Тема: Строение растительной клетки.
 Цели:
 Образовательные: изучить основные части растительной клетки, пигменты, находящиеся в хлоропластах, в хромопластах; роль хлоропластов, пор, клеточного сока в жизни клетки;  
 Развивающие – продолжать формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, формировать практические навыки работы со световыми и цифровыми микроскопами
 Воспитательные – развивать коллективные приёмы работы
 Тип урока: лабораторная работа
 Форма работы: индивидуально-групповая
 Оборудование: для групп: №1 – световой и цифровой микроскоп, эпидермис сочной чешуи луковицы лука
 № 2- световой и цифровой микроскоп, лист элодеи;
 № 3- световой и цифровой микроскоп, мякоть плода арбуза, рябины, шиповника
 Раздаточный материал: карточки-задания
 Литература для учителя:
 1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.
 2.Дорохина Л.Н. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений.
  План урока
  Вступительное слово учителя о теме и форме урока – 1мин.
 Актуализация знаний по теме – 5 мин
 Изучение нового материала – работа групп – 20 мин.
 Отчёты групп – по 4 мин. Каждая, всего 16-18 мин.
 Итоги урока - 2мин.
 Домашнее задание.
    Содержание урока.
  Фронтальный опрос
    Какие увеличительные приборы вы знаете?
 Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
 Как устроен микроскоп?
 Назовите правила работы с микроскопом.
 Назовите последовательность действий при приготовлении микропрепарата?
 Какое строение имеют все живые организмы?
    Изучение нового материала.
    Класс делится на группы по четыре-пять человек. Каждая из них получает индивидуальное задание и обобщенный план изучения клетки.
 План
  Прочитать текст учебника.
 Выделить в тексте основные элементы научных знаний.
 Выполнить лабораторную работу по инструкции.
 Подготовить сообщение для устного ответа.
    Карточка №1
  Прочтите § 2
 Выпишите нужную вам информацию.
 Выполните следующие задания:
    Изготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука
 Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопом
 Сравните строение клетки
 Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
    Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
    а) Как называются светлые стенки клеток?
  б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
  в) Какие части клетки видны в бесцветной зернистой цитоплазме?
  г) Какое строение имеет клетка?
  д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
  
  Карточка №2
  1. Прочтите § 2
  2. Выпишите нужную вам информацию.
  3. Выполните следующие задания:
  Изготовьте микропрепарат клетки листа элодеи
 Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопами
 Сравните строение клеток
 Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
    Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
    а) Как называются светлые стенки клеток?
  б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
  в) Какие части клетки видны в бесцветной зернистой цитоплазме?
  г) Какое строение имеет клетка?
  д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
  е) Почему клетки листа элодеи зеленые?
  Карточка №3
  Прочтите § 2
 Выпишите нужную вам информацию.
 Выполните следующие задания:
    Изготовьте микропрепарат клетки мякоти арбуза, рябины или шиповника.
 Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопами
 Сравните строение клеток
 Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
    Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
    а) Как называются светлые стенки клеток?
  б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
  в) Какие части клетки видны в цитоплазме?
  г) Какое строение имеет клетка?
  д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
  е) Почему клетки мякоти арбуза, шиповника красные, а рябины оранжевые?
  III. Отчёты групп.  
 Выполнение задания: «Создание модели города » по теме «Строение растительной клетки».  
  Рабочий лист учеников
 Возьмите пластилин и создайте модель города по плану:
 1 ученик. Границы города – белый цвет
 2 ученик. Центр города - это власть, администрация - коричневый
 3 ученик. Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу - зеленый
 4 ученик. Памятники природы, зеленые насаждения, от которых мы получаем вдохновение, энергию - красным
 5 ученик. Лечебные учреждения города, приходят на помощь, когда нам не хватает питательных веществ, поэтому участвуют в процессах пищеварения- желтый
 6 ученик. Транспорт, который связывает все части произвольно.
 
    Части города
    Цвет на модели
    Органоиды
       Границы города
    белый
    
       Центр города - это власть, администрация
    коричневый
    
       Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу  
    зеленый
 
 
    
       Памятники природы, зеленые насаждения  
    красный
    
       Лечебные учреждения города
    желтый
    
       Транспорт
    синий
    
     
  Вывод __________________________________________________________
 
  Мое настроение  
  
  Итоги урока.
 Домашнее задание: § 2