Тема урока: «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»
 
 
  Целевые ориентации урока
  Личностные:
  Осознание ценности репродуктивного здоровья человека как важнейшего компонента биосферы.
  Формирование целесообразного и безопасного здорового образа жизни
  Метапредметные:  
  Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий
 Предметные:  
 Формирование знаний о строение и функции органов половой системы человека
  
  Планируемые результаты  
  Личностные умения:
  - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
  - владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности
  
 
  Метапредметные умения:
 Познавательные:  
 общеучебные – владеть приемами работы с информацией; осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; развивать навыки смыслового чтения как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
 логические – осуществлять поиск существенной информации (по материалам учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах
 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа; осуществлять учебные действия – отвечать на поставленные вопросы
 Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
  
 
  Предметные умения:
  Ученик должен знать:  
  Особенности строения женской и мужской половой систем; функции половых желез
  Ученик должен уметь: распознавать и называть органы женской и мужской половых систем;
  
 
  Средства обучения:  
  Информационный материал: презентация «Размножение человека», раздаточный материал, рисунки учебника.
  Демонстрационный материал: таблицы по теме «Строение мужской и женской половой системы»
  Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Биология. Человек" (издательство ООО "Дрофа", 2011 год).
 Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, тесты для проверки домашнего задания
 
 
  Тип урока: комбинированный
  
 
  Формы работы
  
 
   Работа в группах / парах
  Индивидуальная работа
  Коллективная работа
 
 Основное содержание темы: размножение, мужские и женские половые органы, половые железы
 
 
 Термины и понятия: предстательная железа, семявыносящие протоки, половой член, яичко, мочеиспускательный канал, влагалище, матка, яичник, маточные трубы, половые X и Y хромосомы.
 
 
  Технология урока, направленная на реализацию  
  системно-деятельностного подхода
  
 
  Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
 Воспроизведение изученного материала:  
 
  Тест «Кожа» (приложение №1)
  
 
 А 1. Где расположены сальные, потовые, железы и корни волос?
  в дерме
 в гиподерме
 в эпидермисе
 в эпителии  
 
  
 
  А 2. Какая температура тела человека считается нормальной?
  1) 36,5о С
  2) 36,6о С
  3) 37о С
  4) 37,6о С
  
 
  А 3. Почему при растирании нельзя массировать подколенные, подмышечные и паховые впадины?
  
 
  1) там близко подходят кровеносные сосуды
  2) там расположены потовые железы
  3) там отсутствуют сальные железы
  4) там много лимфатических узлов
  
 
  А 4. Как называется уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи?
  адаптация
 приспособление к условиям жизни
 теплорегуляция
 акклиматизация
 
  
 
  В 1. Как называется наружный слой кожи?
  
 
  В 2. Что защищает кожу от лучей солнца и определяет ее цвет?
  
 
  С 1. Каковы основные функции кожи?
  
 
  Критерии оценивания:  
  
 
  Общее количество баллов за работу: 9 баллов  
  
 
  Перевод баллов отметку:
  
 
  «5» – 8-9 баллов;  
  «4» – 6-7 баллов;
  «3» – 4-5 баллов
  «2» – 3 и менее баллов
  
 
  Ответы:
 Блок А: за каждый правильный ответ – 1 балл
 
 
 А1.1, А2.2, А3.4, А4.3
 
 
 Блок В: за каждый правильный ответ – 1 балл
 
 
 В1. Эпидермис
 В2. Пигмент меланин
 
 
 Блок С. – за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла
 
 
 Основные функции кожи:
  Защитная  
 Выделительная
 Терморегуляция  
 
  
 Взаимопроверка: работа в парах (демонстрация ответов домашнего задания на слайдах)
 
 
   Мотивация к деятельности и целеполагание
 
  
 
 Ситуативное задание: «Подумайте? Ответьте на вопрос» (слайд № 1 – с изображением аиста с ребенком в клюве и стихотворением Л. Барышева)
  
 
   Два сердца бьются как одно,  
  Чтоб третье скоро застучало,
  И где-то в будущем оно,  
  Тепла и радости полно,  
  Другое сердце повстречало.
  И так-же искренно и нежно  
  С другим забилось, как одно,  
  Чтоб счастье было рождено,  
  И, в распашонке белоснежной,
  Взглянуло вновь на нас оно!
  (Л. Барышев)
   
 
  Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока – …
  
 
  Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека (слайд № 2 – тема урока)
  
 
  Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)
  
 
   Учебно-познавательная деятельность  
 
 Актуализация знаний о понятии размножение, видах размножения в живой природе
  Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Способы размножения в органическом мире». Организация беседы по просмотренным слайдам.
 Коллективная работа со схемой «Классификация способов размножения» (слайд № 3 – с изображением схемы)
 
 Необходимо выделить два принципиально отличающихся типа размножения организмов – бесполое и половое (рис. 1).  
 
 Рис. 1. Сравнительные схемы двух основных типов размножения: à — бесполое размножение (одна особь производит двух или большее число потомков); б — половое размножение (две гаметы от двух родительских особей, соединяясь, дают начало новому организму)
 Усвоение новой информации
  1) Вопрос учителя: А каким способом происходит размножение человека?
  
 
 Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека происходит половым путем
 
 
 2) Проблемный вопрос: Чем женский организм отличается от мужского?  
 Индивидуальная работа с текстом учебника.
 
 
 Предполагаемый ответ обучающихся: Половые хромосомы женщины одинаковые – XX, хромосомы мужчины разные – XY.
 
 
 3) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Мужская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.  
 
 
 4) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Женская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.  
 
 
  5) Групповая работа обучающихся с текстом учебника: «Половые железы и их функции». I группа – «Женские половые железы и их функции», II группа – «Мужские половые железы и их функции». После изучения вопроса организуется беседа по обмену найденной информацией.
  
 
  Физкультминутка  
  
 
  Интеллектуально-преобразовательная деятельность
 
 1. Работа с текстом «Яйцеклетки и сперматозоиды» (смысловое чтение и выполнение заданий)  
  Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4) на предложенном листе (приложение № 2)  
  
  Яйцеклетки и сперматозоиды
  Сперматозоиды были открыты в 1677 г. Учеником изобретателя первого микроскопа Антони ван Левенгука Людвигом ван Хаммом. Именно он принес учителю емкость со спермой, утверждая, что увидел в сперме под микроскопом маленькие движущиеся существа. /
  Строение сперматозоида и яйцеклетки изучали достаточно долго и не сразу поняли, как они устроены. Первые ученые-микроскописты даже разделились на два лагеря: одни считали, что в яйцеклетке спрятан мельчайший человечек, который может начать развиваться только после того, как яйцеклетка будет простимулирована сперматозоидом. Другие уверяли, что яйцеклетка – это что-то вроде инкубатора, а маленький человечек находится в сперматозоиде, который и приносит его в яйцеклетку для роста и развития. Тот факт, что сперматозоиды нужны для оплодотворения яйцеклетки, был окончательно установлен только в XIX. /
  Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. /
  А вот в организме женщины за тот период, когда она способна выносить ребенка, созревает всего 250-300 яйцеклеток. Созревающая яйцеклетка, которая образуется в яичниках, не способна самостоятельно двигаться по маточным трубам яйцевода, ее проталкивают по направлению к матке ворсинки ресничного эпителия, выстилающего маточные трубы изнутри. Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.  
 
 
 Задание №1
 Выберите правильный ответ:  
 Кто открыл сперматозоиды?  
 А. Левенгук  
 Б. Павлов
 В. Людвиг ван Хамм
 Г. Вернадский
 
 
 Задание №2 Переведите текст в таблицу:
 
 
       |   Название половых клеток   |    Женская или мужская   |    Где образуется   |    Значение   |  
  |   1.   |         |         |         |  
  |   2.   |         |         |         |  
 
 
 
 Задание №3
 Как образуется семенная жидкость?
 
 
 Задание №4
 В каком случае рождаются однояйцовые близнецы?
  Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания
     |   Деятельность учеников     |    Критерии оценивания   |  
  |   Задание № 1    Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов    Ответ: В   |    1 балл – правильный ответ.    Комментарий: В первом абзаце текста есть правильный ответ – Людвиг ван Хамм   |  
  |   Задание 2    Деятельность: Поиск информации по тексту и перевод текста в таблицу  Ответ: 1. Сперматозоид. Мужская клетка. В семенниках (яичках). Для оплодотворения яйцеклетки. 2. Яйцеклетка. Женская клетка. Яичники. Для развития организма.   |    1 балл - текст переведен в таблицу  Комментарий: Сперматозоид. Во втором абзаце текста описывается значение, в третьем абзаце указывается место образования сперматозоида. Яйцеклетка. В четвертом абзаце указывается место образования и значение. Это становится понятно при внимательном прочтении текста.   |  
  |   Задание № 3.  Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.    Ответ: Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость.   |    1 балл – названо место хранения сперматозоидов.  2 балла – указано описание всех составляющих системы  3 балла – полный правильный ответ, согласно эталону.  Комментарии: В третьем абзаце текста говорится об образовании семенной жидкости.   |  
  |   Задание № 4  Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.     Ответ: Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.       |    1 балл – ответ однозначный.  2 балла - ответ полный.  Комментарии: при анализе текста четвертого абзаца можно сделать вывод о том, каком случае рождаются однояйцовые близнецы.   |  
 
  
 
  Общее количество баллов за работу с текстом: 7 баллов  
  
 
  Перевод баллов отметку
  « 5» - 6- 7 баллов;  
  « 4» - 4- 5 баллов;
  « 3» - 3 баллов
  
 
 2 Индивидуальная работа обучающихся с диском (на каждого обучающегося – ПК)
  
 
 Вы изучили строение мужской и женской половой системы. Проверьте свои знания:
  
 
 А) Интерактивный тест «Размножение» включает в себя 10 вопросов базового уровня, которые проверяются автоматически
  
 
 Б) Задание по выбору. Подпишите названия органов, входящих в женскую и мужскую половые системы (два интерактивных плаката, включающие задания повышенного уровня сложности). Оценивание производится автоматически, можно просмотреть и исправить неверные ответы.
  
   Рефлексивная деятельность
 
  
 
 Обучающимся предлагается небольшая анкета (на слайде № 4 – на экране), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Прощу обучающихся аргументировать свой ответ.
 
 
     |   1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
 
 
      |    активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
          |  
 
 Домашнее задание
  Обязательно для всех - § 28, вопросы, задания рабочей тетради
 Задания по выбору:
 
   Составить кроссворд по изученной теме
  Подготовить буклет или презентацию на темы «Методы контрацепции», «Гигиена половых органов», «Болезни, передаваемые половым путем»
  Составить синквейн по теме «Размножение»
 
 
 
    Лабко С.Л., учитель химии и биологии
 МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»
 Сорочинского района Оренбургской области