Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные"
Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные"
Конспект урока
Тема: КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе, жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству.
Урок следует начать с проверки домашнего задания. Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный.
Учитель:
На прошлом уроке мы изучали, как происходит размножение покрытосеменных растений.
Вспомним домашний материал.
Работа по карточкам.
Вопросы для проверки домашнего задания:
Назовите основные признаки цветковых растений?
Что такое цветок?
Назовите главные части цветка?
Какие цветки называются обоеполыми, какие раздельнополыми?
Что называют соцветием? Каково биологическое значение соцветий?
Что называют опылением?
Какие способы опыления вы знаете?
Что называют оплодотворением?
В чем заключается процесс двойного оплодотворения растений? Кто открыл этот процесс?
Что такое плод?
Какую функцию выполняет плод?
Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?
Что образуется из центральной клетки?
Из чего образуется семя?
III. Изучение нового материала.
Учитель:
Итак, мы выяснили, что благодаря особенностям строения цветковых растений (появлению цветка и покрытосемянности) представители отдела покрытосемянных широко распространились на планете и насчитывают 250 тыс. видов. Чтобы разобраться в этом многообразии, ботаники делят все цветковые растения на два класса: класс однодольных и класс двудольных.
Сегодня на уроке мы узнаем, по каким признакам растения относят к классу двудольных, познакомимся с представителями семейства розоцветных, рассмотрим особенности строения растений этого семейства, выясним их роль в природе и жизни человека.
Итак, отдел покрытосеменных растений делят на 2 класса: однодольные и двудольные.
В: По каким признакам растения распределяют по классам?
О: Принадлежность к тому или иному классу определяют по:
числу семядолей в семени;
характеру корневой системы;
типу жилкования листьев;
цветку.
В: Сколько семядолей может быть в семени у зародыша?
В: Как вы думаете, сколько семядолей будет в семени у зародыша растений класса двудольных?
О: в семени у зародыша растений класса двудольных две семядоли.
Почему вы так решили?
О: Класс двудольные.
В: Какие типы корневых систем вы знаете?
В: Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?
Работа с гербариями.
В: Определите тип корневой системы у растений класса двудольных.
О: У растений класса двудольных корневая система стержневая.
В: Рассмотрите листья, определите тип жилкования листьев у растений класса двудольных.
О: У растений класса двудольных жилкование листьев сетчатое.
И последний признак - строение цветка - число лепестков, чашелистиков у представителей этого класса кратно 4 или 5.
К классу двудольных относят большое количество семейств, значимыми для человека являются:
семейство крестоцветных (капуста);
семейство бобовых (горох, фасоль);
семейство пасленовых (томат, картофель);
семейство сложноцветных (подсолнечник);
семейство розоцветных и многие другие.
В: Ребята, а почему все эти семейства относят к классу двудольных?
А сейчас мы поговорим о семействе розоцветных.
Название этого семейства связано с названием самого прекрасного цветка - розой, которая является представителем семейства розоцветных.
Это семейство включает около 3 тыс. видов; среди них есть деревья, кустарники, травы. Многие из них - ценные плодовые растения. Есть декоративные растения (роза, 6 тыс. сортов). Очень хорошие медоносы.
Внешне розоцветные очень разнообразны.
В: Что же объединяет растения в это семейство?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы первоначально должны дать общую характеристику этого семейства по следующему плану:
Число видов.
Жизненная форма.
Тип корневой системы.
Лист.
Строение цветка.
Плод
Примеры растений.
В: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но
почему же их относят к семейству Розоцветных?
О: перечислить признаки семейства.
К семейству розоцветных относят растение шиповник..
Старая легенда: полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей.
IV. Закрепление.
Общая морфологическая характеристика семейства:
1. Формула цветка: * Ч 5 Л5 Т П1 ; * Ч5 Л 5 Т П ;
2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).
3. Соцветие или одиночные цветки.
4. Плод – яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка.
Классификационная характеристика:
Вид: яблоня домашняя.
Род: яблоня.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения
Вид: шиповник коричный.
Род: роза.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения
V. Домашнее задание. Записи в тетради. Подготовить сообщение о практическом значении розоцветных растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" »
Конспект урока
Тема: КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе, жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству.
Урок следует начать с проверки домашнего задания. Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный.
Учитель:
На прошлом уроке мы изучали, как происходит размножение покрытосеменных растений.
Вспомним домашний материал.
Работа по карточкам.
Вопросы для проверки домашнего задания:
Назовите основные признаки цветковых растений?
Что такое цветок?
Назовите главные части цветка?
Какие цветки называются обоеполыми, какие раздельнополыми?
Что называют соцветием? Каково биологическое значение соцветий?
Что называют опылением?
Какие способы опыления вы знаете?
Что называют оплодотворением?
В чем заключается процесс двойного оплодотворения растений? Кто открыл этот процесс?
Что такое плод?
Какую функцию выполняет плод?
Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?
Что образуется из центральной клетки?
Из чего образуется семя?
III. Изучение нового материала.
Учитель:
Итак, мы выяснили, что благодаря особенностям строения цветковых растений (появлению цветка и покрытосемянности) представители отдела покрытосемянных широко распространились на планете и насчитывают 250 тыс. видов. Чтобы разобраться в этом многообразии, ботаники делят все цветковые растения на два класса: класс однодольных и класс двудольных.
Сегодня на уроке мы узнаем, по каким признакам растения относят к классу двудольных, познакомимся с представителями семейства розоцветных, рассмотрим особенности строения растений этого семейства, выясним их роль в природе и жизни человека.
Итак, отдел покрытосеменных растений делят на 2 класса: однодольные и двудольные.
В: По каким признакам растения распределяют по классам?
О: Принадлежность к тому или иному классу определяют по:
числу семядолей в семени;
характеру корневой системы;
типу жилкования листьев;
цветку.
В: Сколько семядолей может быть в семени у зародыша?
В: Как вы думаете, сколько семядолей будет в семени у зародыша растений класса двудольных?
О: в семени у зародыша растений класса двудольных две семядоли.
Почему вы так решили?
О: Класс двудольные.
В: Какие типы корневых систем вы знаете?
В: Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?
Работа с гербариями.
В: Определите тип корневой системы у растений класса двудольных.
О: У растений класса двудольных корневая система стержневая.
В: Рассмотрите листья, определите тип жилкования листьев у растений класса двудольных.
О: У растений класса двудольных жилкование листьев сетчатое.
И последний признак - строение цветка - число лепестков, чашелистиков у представителей этого класса кратно 4 или 5.
К классу двудольных относят большое количество семейств, значимыми для человека являются:
семейство крестоцветных (капуста);
семейство бобовых (горох, фасоль);
семейство пасленовых (томат, картофель);
семейство сложноцветных (подсолнечник);
семейство розоцветных и многие другие.
В: Ребята, а почему все эти семейства относят к классу двудольных?
А сейчас мы поговорим о семействе розоцветных.
Название этого семейства связано с названием самого прекрасного цветка - розой, которая является представителем семейства розоцветных.
Это семейство включает около 3 тыс. видов; среди них есть деревья, кустарники, травы. Многие из них - ценные плодовые растения. Есть декоративные растения (роза, 6 тыс. сортов). Очень хорошие медоносы.
Внешне розоцветные очень разнообразны.
В: Что же объединяет растения в это семейство?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы первоначально должны дать общую характеристику этого семейства по следующему плану:
Число видов.
Жизненная форма.
Тип корневой системы.
Лист.
Строение цветка.
Плод
Примеры растений.
В: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но
почему же их относят к семейству Розоцветных?
О: перечислить признаки семейства.
К семейству розоцветных относят растение шиповник..
Старая легенда: полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей.
IV. Закрепление.
Общая морфологическая характеристика семейства:
1. Формула цветка: * Ч 5 Л5 Т П1 ; * Ч5 Л 5 Т П ;
2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).
3. Соцветие или одиночные цветки.
4. Плод – яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка.
Классификационная характеристика:
Вид: яблоня домашняя.
Род: яблоня.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения
Вид: шиповник коричный.
Род: роза.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения
V. Домашнее задание. Записи в тетради. Подготовить сообщение о практическом значении розоцветных растений.