Конспект практической работы по биологии 11 класс «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
Конспект практической работы по биологии 11 класс «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
Цель работы: На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.
Ход работы:
Задание №1: Оцените предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных гипотез о происхождении человека: эволюционный путь и креационизм. Поместите факты в соответствующие ячейки таблицы.
Факты, свидетельствующие за гипотезу происхождения человека от животных.
Факты, свидетельствующие за гипотезу о создании человека Богом.
Нейтральные факты
№ факта
Факты:
№1 – Наличие у человека рудиментарных органов, например, копчика.
№2 – Невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков.
№3 – Наличие у человека волосяного покрова на голове.
№4 - Наличие у человека атавизмов.
№5 – Наличие четырёх разных рас Человека разумного.
№6 – Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в настоящее время.
№7 – Сложная структура головного мозга человека по сравнению с животными.
№8 – Способность человека использовать орудия труда.
№9 - Наличие только у человека членораздельной речи.
№10 – Наличие у человека племён, ведущих примитивный образ жизни.
№11 – Относительно большие размеры головного мозга человека в сравнении с животными.
№12 – Очень сложная социальная структура большей части человеческого общества.
№13 – Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.
№14 – Сложность поведения и проявления психической деятельности человека.
№15 – Общность строения основных систем органов у человека и животных.
Задание №2: тест.
А1. Из перечисленных предков современного человека самым ранним представителем рода Человек является: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп; г) кроманьонец.
А2. Ископаемый предок человека с объемом головного мозга 500-600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудия труда, - это:
А4. В связи с прямохождением у человека: а) сформировалась речь; б) стопа имеет свод; в) сильно развит мозговой отдел черепа; г) позвоночник состоит из позвонков.
В1. К биологическим факторам эволюции человека относятся:
В2.Особенности приматов, послужившие важными предпосылками для антропогенеза, это:
наличие диафрагмы;4) хватательная передняя конечность;
млечные железы;5) общественный образ жизни;
хорошо развитый головной мозг;6)шерстный покров.
В3. Признаки кроманьонца:
хорошо развитая речь;4) мощные надбровные валики;
использование примитивных орудий из камня;5) изготовление сложных орудий;
развитие наскальной живописи;6) объем головного мозга 800-1100 см3.
В4. В отличие от других млекопитающих человек имеет:
изгибы позвоночника;4) хорошо развитую кисть;
сжатую с боков грудную клетку;5) полную перегородку между желудочками сердца;
сильно развитый мозговой отдел черепа;6) семь шейных позвонков.
В5. Найдите соответствие:
1. Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными
2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы
3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению
4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов
5. Писал «Труд создал самого человека»
А.Фридрих Энгельс Б) Аристотель В) Жан Батист Ламарк Г) Карл Линней Д) Чарльз Дарвин
Задание №3: Сделайте вывод по работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект практической работы по биологии 11 класс «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». »
Лабораторная работа №14 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
Цель работы: На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.
Ход работы:
Задание №1: Оцените предлагаемые факты с точки зрения аргументации основных гипотез о происхождении человека: эволюционный путь и креационизм. Поместите факты в соответствующие ячейки таблицы.
Факты, свидетельствующие за гипотезу происхождения человека от животных.
Факты, свидетельствующие за гипотезу о создании человека Богом.
Нейтральные факты
№ факта
Факты:
№1 – Наличие у человека рудиментарных органов, например, копчика.
№2 – Невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков.
№3 – Наличие у человека волосяного покрова на голове.
№4 - Наличие у человека атавизмов.
№5 – Наличие четырёх разных рас Человека разумного.
№6 – Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в настоящее время.
№7 – Сложная структура головного мозга человека по сравнению с животными.
№8 – Способность человека использовать орудия труда.
№9 - Наличие только у человека членораздельной речи.
№10 – Наличие у человека племён, ведущих примитивный образ жизни.
№11 – Относительно большие размеры головного мозга человека в сравнении с животными.
№12 – Очень сложная социальная структура большей части человеческого общества.
№13 – Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.
№14 – Сложность поведения и проявления психической деятельности человека.
№15 – Общность строения основных систем органов у человека и животных.
Задание №2: тест.
А1. Из перечисленных предков современного человека самым ранним представителем рода Человек является: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп; г) кроманьонец.
А2. Ископаемый предок человека с объемом головного мозга 500-600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудия труда, - это:
А4. В связи с прямохождением у человека: а) сформировалась речь; б) стопа имеет свод; в) сильно развит мозговой отдел черепа; г) позвоночник состоит из позвонков.
В1. К биологическим факторам эволюции человека относятся:
В2.Особенности приматов, послужившие важными предпосылками для антропогенеза, это:
наличие диафрагмы; 4) хватательная передняя конечность;
млечные железы; 5) общественный образ жизни;
хорошо развитый головной мозг; 6) шерстный покров.
В3. Признаки кроманьонца:
хорошо развитая речь; 4) мощные надбровные валики;
использование примитивных орудий из камня; 5) изготовление сложных орудий;
развитие наскальной живописи; 6) объем головного мозга 800-1100 см3.
В4. В отличие от других млекопитающих человек имеет:
изгибы позвоночника; 4) хорошо развитую кисть;
сжатую с боков грудную клетку; 5) полную перегородку между желудочками сердца;
сильно развитый мозговой отдел черепа; 6) семь шейных позвонков.
В5. Найдите соответствие:
1. Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными
2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы
3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению
4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов
5. Писал «Труд создал самого человека»
А.Фридрих Энгельс Б) Аристотель В) Жан Батист Ламарк Г) Карл Линней Д) Чарльз Дарвин