|  1.1. Организационный момент  
  
  
  
  
  
  
  1.2. Формулировка темы урока  Сегодня в начале урока отгадаем загадки. После того  как справимся с заданиями,  определим тему нашего урока. (ответы вывешиваются на доску)    |   Что за фрукт поспел в садочке?Кость внутри, в веснушках щечки.
 Прилетел к нему рой ос —
 Сладок мягкий... Абрикос
 Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, на куски его порежь, мякоть красную поешь. Арбуз На шнурочке-стебелёчке, сладких ягод груда на большое блюдо. Виноград В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда-треснул домик гладкий, поскакали кто куда круглые ребятки. Орех. Ну а это угадать очень даже просто: апельсин, ни дать, ни взять, только меньше ростом. Мандарин Как на грядке под листокЗакатился чурбачок -
 Зеленец удаленький,
 Вкусный овощ маленький. Огурец
 |   | 
 |   
  
  
  
  
  
  
  
  О чем пойдет речь сегодня на уроке?  - О плодах.  
  Что вы знаете о плодах?    - Их употребляют в пищу  - Образуются из цветка  - В них образуются семена  
  Что бы вы хотели узнать о плодах?    -Какие существуют виды плодов?  -Чем отличаются плоды?  
  Давайте сформулируем тему нашего урока.  - Разнообразие плодов и семян.  
  Тема урока: «Разнообразие плодов и семян. (Слайд 1).  
 |  Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих.  
  
  - Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вводит понятие «плоды». Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании. Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам |  Учащиеся приветствуют учителя  
  
  
  
  
  разгадывают загадки о плодах    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Предлагают свои варианты формулировки темы.  - Делают вывод, что речь идет о плодах, определяют тему урока;  (Записывают тему урока в тетрадь)  
  
 |  Регулятивные:   целеполагание, планирование, прогнозирование волевая саморегуляция  
  Коммуникативные:   умение слушать и вступать в диалог,   участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью  
  Познавательные  общеучебные:     самостоятельное выделение познавательной цели моделирование выбор оптимальных способов решения задач умение строить речевое высказывание  
 | 
  |  2.1. Построение «открытия» новых знаний (задача 1)  
  Вспомним, что такое плод. Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.  Плод – орган цветковых растений, служащий для размножения и расселения растений.  
  Лабораторная работа.  Выданы различные плоды. Мы должны определить на какие группы они подразделяются. Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов. Вспомнить технику безопасности во время проведения лабораторной работы:  Работать за столом следует аккуратно.  Не делать резких движений.  Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.  В случае пореза, обратиться к учителю.  Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.  Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.  После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.    .    Задания:   Перед вами плоды растения…(назвать). Опишите их по форме, окраске, размерам, вкусу).  Б. Возьмите в руку иголку и попробуйте проколоть плоды. Все ли плоды удалось проколоть? Почему?  - Оболочка у некоторых плодов жесткая.  Что еще заметили?  - Из одних плодов выделяется сок, из других нет.  Как можно назвать те плоды, из которых сок вытекает?  - Сочные плоды.  Слайды 3-6  А те, из которых сок не выделяется?  -Сухие плоды.  Слайды 7-10  2.2. Первичное закрепление по задаче 1  Каждому учащемуся предлагается выполнить задание:  учащиеся самостоятельно составляют в тетради схему «Сочные и сухие плоды», используя учебник с.23  
  ПЛОДЫ  СОЧНЫЕ    СУХИЕ     Плоды гороха, акации, плод вишни, плод арбуза, плод помидора, плоды смородины, плод дуба, плод персика, плод яблока      Проверка  
  
  
  
  
  Физкультминутка.  Липы выстроились в круг  Широким жестом развести руки в стороны.  Липы кронами шумят,  Ветры в их листве гудят  Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.  Вниз верхушки пригибают  И качают их, качают  Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.  Чок – чок, каблучок!  Потопать ногами.  В танце кружится сверчок.  Покружиться.  А кузнечик без ошибки  Исполняет вальс на скрипке.  Движения руками, как при игре на скрипке.  Крылья бабочки мелькают –    Движения руками, как крыльями.  С муравьем она порхает.  Покружиться парами.  Под веселый гопачок  Лихо пляшет паучок.  Танцевальные движения, как в гопаке.  Звонко хлопают ладошки!  Похлопать в ладоши.  Всё! Устали ножки!  
 
  2.3. Построение «открытия» новых знаний (задача 2)  Создает проблемную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала.  -Мы разделили плоды на 2 группы по содержанию в них определенного количества воды.  
  Возьмём два плод яблока и плод подсолнечника. С помощью ножа разделим на две части каждый плод.  Плоды можно подразделить на группы и по-другому. Каким образом?  
  -в зависимости от количества семян: односемянные и многосемянные.  Рассмотрим плоды различных растений.  Учитель показывает иллюстрацию плода, учащиеся записывают результаты в таблицу      |  Название плода  
 |  Тип плода |   |  Односемянной   |  Многосемянной |   |  
 |  
 |  
 |   |  
 |  
 |  
 |   
  2.4. Первичное закрепление по задаче 2  Давайте подведем итог нашей работы.    
 |  
  
  
  
  - Создает учебную ситуацию, связанную с изучением плодов ходе лабораторной работы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Побуждает обучающихся выделять существенные признаки плодов.     Знакомит с понятиями «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка»,    
  
  
  
  - организует первичное закрепление.  Каждому учащемуся предлагает выполнить задание;  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Создает учебные ситуации для формирования умения определять типы плодов Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы  
  
  
  
  
  
  - Каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа |  Высказывают свои ассоциации. Запись определения в тетрадь.  Решают учебные ситуации по изучению нового материала  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
    - Рассматривают плоды, анализируют их строение, описывают существенные признаки.   Узнают и запоминают существующие понятия «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка», Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации  - Сравнивают типы плодов   Учатся определять тип плода растения и доказывать свою точку зрения Учатся использовать все введенные на уроке понятия Осуществляют поиск информации и ее преобразование  
  - Выполняют задания.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  тип плода растения и доказывать свою точку зрения  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Рассказывают по таблице:  - слушают, проводят взаимооценку.  
  
 |  Познавательные  общеучебные:    логические:  
  Коммуникативные:   сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог,   умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью  
  
  Регулятивные:  
 | 
  |  Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?    - Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.  Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.  (Игровая ситуация: Стук в дверь, Ой, ребята! Нам волшебную корзинку принесли, но, чтобы узнать что в ней лежит, нам нужно выполнить задания)  Работа в парах: выбрать правильный ответ  Персик:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  Шиповник:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  Груша:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  Горох:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  Слива:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  Жёлудь═сухой-сочный; односеменной-многосеменной  
  Проанализируйте результаты вашей работы. Что выполнено верно?(показ плодов из корзины при проверке)  Над чем еще предстоит поработать?  Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?  -Какое значение плодов?  Слайд 11.  Ответы учащихся.  Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия.    Подведём итог урока.    1. Продолжите эти предложения:  1.Сегодня я узнал…….  2. Было интересно……  3. Было нелегко………  4. Я понял, что………..  5.Мне понравились задания……………….  Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить?  
  Домашнее задание: п. 6 задание вопросы № 2 |   Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |   Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности  
 |  Регулятивные:  
  Познавательные:  
  Коммуникативные:   сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог,   умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью  
 |