|  Тема урока: «Иммунитет в диаграммах» | 
  | Цели для ученика 1.Иметь представление о разных диаграммах: столбчатой, круговой, графической; 2. Овладеть умением строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы | Цели для учителя Создать условия для формирования: -представлений о видах диаграмм: столбчатой, круговой, графической; - умения строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы | 
  | Тип урока – открытие новых знаний | Методические приемы: беседа – диалог, проблемная ситуация, работа в малых группах. | 
  | Опорные понятия, термины – информация, способы представления информации | Новые понятия - диаграмма, типы диаграмм: столбчатая, линейная, конусная, цилиндрическая, круговая, чтение диаграмм | 
  | Формы контроля: самостоятельная работа | Домашнее задание:  
 | 
  | Формы работы - фронтальная, групповая | Средства обучения - компьютер, проектор, экран, учебник, презентация по теме урока, карточки,  словари | 
 
 формировать умение грамотно читать диаграммы и  представлять информацию с помощью диаграмм;
 воспитывать творческую активность, культуру общения, интерес к предмету.
     |  1.Организационный момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, конспект,  письменные принадлежности. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | 
  | 2. Мотивация (создание проблемной ситуации)    Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Рассказывают о способах сохранения информации. Демонстрируют различные виды представления информации. (Газеты, журналы, конспекты,…) 
 | Учитель математики: Ежедневно  нам  приходится работать с огромным  количеством информации.  Всю информацию, которая к нам поступает, запомнить невозможно. Поэтому самую необходимую для нас мы записываем. Причем стараемся записывать таким образом, чтобы впоследствии нам этой информацией было легко воспользоваться – выбрать нужные данные, что-то сравнить. Сегодня на уроке мы получим очень много информации в центре гигиены и эпидемиологии Тюменской области в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах. С нами будет работать сотрудник Фатхутдинова Светлана Юрьевна и учитель биологии Наталья Александровна. | 
  | 3. Актуализация знаний (подготовка перехода к исследованию нового материала) Цель: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками. | 
  | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. 
 
 Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Намечают план работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся отвечают на вопросы 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушает рассказ учителя, выдвигают предположения. 
 
 | Учитель математики: - Ребята, вспомните, какие виды диаграмм вам известны? (Столбчатые, круговые, линейные и графические диаграммы). - выполним небольшое задание: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%. Постройте диаграмму распределения дневной нормы питания, согласно вашему виду. В помощь вам предлагается инструкция по её построению. Учитель биологии: Отлично, правильное питание очень важно для нашего здоровья. Человек ежедневно подвергается нападению различных болезнетворных вирусов, бактерий и паразитов. Первым барьером на пути паразитов оказывается кожа и слизистые оболочки. На поверхности кожи находятся продукты выделения сальных и потовых желез, слюна, а также другие микроорганизмы, которые уничтожают вредных для организма человека микробов. Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма человека. - Что относится к элементам внутренней среды организма человека? (кровь, тканевая жидкость, лимфа) - Из чего состоит лимфа и какую функцию она выполняет?( 95%-вода, белки, жиры, углеводы, лимфоциты) - Какие клетки лимфатической системы участвуют в защите организма? (лимфоциты) - Расскажите о составе крови? (2/3-вода, лейкоциты, эритроциты и тромбоциты) - Какие клетки крови защищают организм от инфекции? (лейкоциты)  А сейчас послушайте небольшую историческую справку: В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду, города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков. В VI веке в Византийской  империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В XIV веке охватив сначала Китай и Индию, проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и торговыми караванами. В общей сложности от Чёрной смерти за два десятилетия погибло не менее 60 миллионов человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей встречались  редко, так как после болезни у выживших оставались глубокие рубцы на коже. Но, несмотря на то, что инфекции были смертельно опасны, часть людей выжила.   - Почему же даже самые страшные инфекции были смертельно опасны для одних и проходили без особых последствий для других? (организм мог сопротивляться инфекциям, устойчив к инфекциям)  - Как называется эта способность сопротивляться какому-либо заболеванию? (иммунитет) | 
  | 4. Целеполагание и планирование (ученики формулируют цель и план ее достижения) Цель: создание проблемной ситуации, фиксация темы и учебной задачи. | 
  | Учащиеся составляют коллаж. 
 
 
 Формулируют тему и цель урока. 
 
 |  Учитель математики: У вас на столах находятся конверты, откройте их. У каждой группы свой источник информации: журналы, газеты, скриншоты сайтов, исследования. Вам предлагается выполнить коллаж, который будет носить название нашего урока. Причем тема урока будет связана с двумя предметами: математикой и биологией. Тема «Иммунитет в диаграммах» Итак, целью нашего занятия сегодня является знакомство с видами иммунитета, механизмами защиты организма от различных инфекций, а также мы узнаем какие диаграммы можно использовать для записи статистических данных. | 
  | 4. «Открытие» нового знания (исследование нового материала в совместной деятельности). Цель: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся. | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Учащиеся работают в группах в течение 15 минут. | С точки зрения эволюции, это — самый древний механизм защиты, присущий всем живым организмам, начиная с простейших.  Иммунитет – способность организма защищать себя от чужеродных тел, болезнетворных вирусов и микроорганизмов. (напечатать на бумаге) Расположите тетрадь горизонтально, так нам будет удобнее составлять опорный конспект урока, и запишите определение. Учитель биологии: На столах у вас лежат карты-инструкции, с помощью которых вы в группах будете изучать новый материал по теме урока. (приемы «Чтение в кружок», составление схем) 5 группа. Способы укрепления иммунитета. (доп.материал) Способы укрепления иммунитета:   Правильное питание. Употребление фруктов и овощей как источника витаминов. Активный образ жизни. Закаливание. Отдых. | 
  | 5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | 
  | Учащиеся представляют результат своей работы классу, составляют опорный конспект по теме. | Учащимися и учителем составляется опорный конспект урока. Выступление сотрудника СЭС «Наиболее распространенные инфекционные заболевания в Голышмановском, Аромашевском и Омутинском районе» | 
  | Физкультминутка Цель: организация релаксации. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | 
  | 
 | Проводить тренировку можно как утром, так и вечером (за 3-4 часа до сна). Следующие несложные упражнения помогут укрепить иммунную систему: 1. Стоя прямо, ноги поставьте на ширине плеч. Теперь, делая вдох, нужно выставить руки перед собой, после второго вдоха — развести их в стороны, а на третьем — поднять руки над головой. После этого, выдыхая, следует руки опустить в исходное положение. Делать необходимо 3 таких подхода. 2. Стоя прямо, при вдохе сделайте «мельницу» сразу обеими руками вперед-назад. Данное упражнение повторяется 3 раза, а по завершении — выдох. 3. Встаньте прямо, руки положите на талию. При вдохе сделайте головой круговое движение сначала влево, затем вправо. И выдох. 3 подхода в каждую сторону. 4. Держа руки на талии, нужно задержать дыхание и выполнить в это время круговые движения тазом в разные стороны, после чего — выдох. Снова по 3 раза в каждую сторону. 5. Руки на талии, при вдохе поочередно поднимите каждую ногу, а опуская, выдыхайте. Так же следует сделать и руками по 3 раза. 6. Встаньте прямо. Задержав дыхание, следует сделать круговые движения правой стопой в правую сторону, а на выдохе — те же движения в обратную сторону. То же самое проделайте и левой стопой. После этого на вдохе правую ногу согните под прямым углом и отведите максимально в сторону, сделайте в таком положении 3 круговых движения тазом, сначала в правую сторону, затем в левую. Выдох. Регулярное выполнение данных упражнений позволит попрощаться с болезнями, накопившимися за годы. | 
  | 6.Первичная проверка понимания. Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний. | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Выполнение задания по карточке. | Для проверки уровня усвоения вами нового материала проведем небольшую работу по заданиям в форме ОГЭ.   Заполни пропуски в тексте: Иммунитет – это способность организма защищать себя от …….. тел, ………….. вирусов и микроорганизмов. Различают две формы иммунитета: …………… и ………….. Путем фагоцитоза осуществляется ……….. иммунитет. Препараты из ослабленных микробов называют …….. При введении вакцины у человека появляется ……… иммунитет. После перенесенной болезни у человека развивается …….. иммунитет. | 
  | 7. Первичное закрепление. Цель: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации. | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Выполнение тестовых заданий на знание материала новой темы. После выполнения учащиеся демонстрируют результат своей работы. | Задания по группам. На обсуждение и выполнение задания отводится 10 минут. Задания для групп: 1.Построение иммунограммы. 2. Составление диаграммы заболеваемости ОРВИ за последние три года. 3. Составление диаграммы заболеваемости ОРВИ за последние три года. 4.? | 
  | 8.Контроль (самостоятельная работа) Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Выполнение практических заданий на знание материала новой темы. После выполнения учащиеся демонстрируют результат своей работы. | Работа с контрольными листами (индивидуально) 1. При вакцинации в организм вводится: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы 2) готовые антитела 3) лейкоциты 4) антибиотики 2. Уничтожение попавших в организм человека бактерий, вирусов и чужеродных веществ путём их захватывания лейкоцитами — процесс 1) фагоцитоза 2) образования тромба 3) кроветворения 4) пластического обмена 3. Первый барьер на пути микробов в организме человека создают 1) волосяной покров и железы 2) кожа и слизистые оболочки 3) фагоциты и лимфоциты 4) эритроциты и тромбоциты 4.Молоко матери защищает грудных детей от инфекционных заболеваний, так как оно содержит:  1) ферменты 2) гормоны 3) антитела 4) соли кальция 5 . Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси хотложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни? 1) резко падает, а затем медленно растёт 2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает 3) медленно растёт, а потом медленно снижается 4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает | 
  | 10. Домашнее задание (с присутствием вариативной части) | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Записывают домашнее задание в дневники. | §18, 19, устно ответить на вопросы после §§. Творческое задание: создать буклет, памятку «Мера профилактики инфекционных заболеваний» | 
  | 11. Рефлексия и оценивание. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | 
  | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | 
  | Высказывания учащихся |   Ребята, а какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались, а зачем они вам? Можете ли вы теперь объяснить кому-то из своих близких значение и принцип действие профилактических прививок? Некоторые люди считают, что прививка необязательна. А как вы относитесь к вакцинации населения от особо опасных инфекций?   Вакцинация – очень важное мероприятие в медицине. Она спасла огромное количество жизней, поэтому не стоит пренебрегать прививками, которые вам назначает врач. Будьте здоровы! |