|  УЭ-1  Проверка изученного материала.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  УЭ-2  Изучение нового материала.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  УЭ-3  Изучение нового материала.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  УЭ-4  Закреп-ление изученного материала.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  УЭ-5  Подведение итогов.  
  
  
  
  
  
  
  
  УЭ-6 
 |  ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Цель. Проверить себя, как усвоил материал по теме: «Разнообразие биологических явлений», и убедиться, что готов изучать новый материал. Задание №1. (5 баллов). Допиши пропущенное слово. 1.Явления, свойственные живым телам, называются …………………………….. 2.Способность живых тел активно отвечать на изменения в окружающей среде называют…………………………………. 3.Свойство всех живых организмов воспроизводить себе подобных называется……………………………….. 4.Свойство живых организмов, обеспечивающее им выживание в конкретных условиях среды, называется……………………. 5.Потребление, переработка, образование новых и выделение ненужных организму веществ во внешнюю среду, называют……………………………….. Задание №2. (4 балла) Работа по рисунку (растение росянка). Рассмотри рисунок, прочти описание росянки: «Болотное растение росянка питается насекомыми, листья росянки имеют волоски, покрытые сверкающими капельками клейкой жидкости. Как только к такому листу притронется насекомое, эти волоски быстро смыкаются над ним. Волоски выделяют сок, под действием которого насекомое переваривается и через несколько часов всасывается». Ответь на вопрос: какие биологические явления здесь описаны? Задание №3. (6 баллов). Рассмотри схему №1. -Какое биологическое явление здесь изображено? - Можно ли явление, изображённое на схеме, назвать обменом веществ? 
 Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он протекает. В тексте дано определение обмена веществ; прочти его, выполни задания 1-3. «Обмен веществ – это процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их переработка, доставка в каждую клетку тела, образование в клетках новых веществ, свойственных данному организму, с выделением энергии и ненужных веществ из организма в окружающую среду». Таким образом, в обмене веществ различают две стороны: потребление веществ и их выделение. Задание №1 . - Что такое обмен веществ? -Какие вещества поступают из окружающей среды в организм ?   -Какие вещества удаляются из организма? Что произойдёт с организмом, если прекратится обмен веществ? Почему? -Для чего необходима энергия организму? Задание №2 (3 балла). Напишите рядом со стрелками названия веществ. 
  
    | 
 
 
  
  РАСТЕНИЕ  
  
  
  
 |   |  ЖИВОТНОЕ   
  
  
   
   
  
  
   
  
  
  
  Задание №3.  Представь, что ты замёрз и, чтобы согреться, начал делать гимнастику.  Ответь на вопросы:  - Почему сердце стало работать сильнее?  -Почему стало теплее?  - Попробуй научно обосновать процессы, которые происходят в организме.  
  Цель: убедиться в том, что обмен веществ в организме зависит от условий окружающей среды.  Задание №1. (3 балла).  Сравни растения в разные периоды года (лето и зима), ответь на вопросы и перечисли условия, от которых зависит обмен веществ.  Ответь на вопросы:  - Почему растения зимой и летом выглядят по-разному?  - Почему летом изменяются размеры растений?  Задание №2 (1 балл).  Прочитай текст и ответь на вопрос.  «Осенью, с наступлением холодов, суслик впадает в спячку. В это время его сердце бьётся 5-7 раз в минуту, число вдохов и выдохов снижается (до одного вдоха в 2 мин).  Резко понижается потребление кислорода».  -Почему происходят эти изменения?  Задание №3 (3 балл).  Заполни схему: «Условия, обеспечивающие обме  н веществ».  
  Обмен веществ  Зависит от:   
 |   |   
  Выходной контроль.  Цель: проверить усвоение знаний об обмене веществ.  Задание №1 (3 балла).  Закончи схему: вместо точек напиши названия веществ:  Из внешней среды. Во внешнюю среду.  
  
  Задание №2 (4 балла).  Рассмотри рисунок.  
  
 |   |            |   
  Одуванчик лекарственный, выросший на газоне и на обочине дороги, имеет разные размеры.  
  -Почему?  Задание №3 (1 балл)  Прочитай текст и ответь на вопрос: «В душном, не проветриваемом помещении снижается работоспособность; ученики хуже выполняют задания».  Как вы полагаете, связано ли это явление с обменом веществ?  
  Резюме (1 балл).  Цель: определи, усвоил ли ты, что такое обмен веществ и от чего он зависит.  Прочитай текст, вместо точек поставь слова:  «Обмен веществ – основное …………………..  явление. Он обеспечивает клетку и организм………………, ………………., ………………. Обмен веществ зависит от…………….., ………………………………..,……  ………….  Рефлексия.  -Что я узнал(ла) на уроке?  -Чем мне понравился урок?  -Всё, что я узнал(ла) на уроке, смогу ли применить в жизни? Как?  
  
 |  
  
  
  
  10 мин  Выполнять задания можно в любом порядке.  За 10 мин постарайтесь выполнить все три задания и набрать не менее 10 баллов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Работа учеников с учителем (фронтальная беседа).  За каждый правильный ответ на вопрос получаешь дополнительный балл.  
  10 мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Вопросы и ответы обсуди с товарищем. Сами определите количество баллов за ответы (занесите их в лист учёта).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Работа с раздаточным материалом под руководством учителя.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Ответы занеси в таблицу.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Обсуждение вопроса в группах.  
  
  
  
  1-2 мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учёта отдай учителю.  1-2 мин  
 |