Конспект урока по теме: "Клеточное строение организма".
  
 
  УМК: Д.В. Колесов. Р.Д.Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
  
 
  Конспект урока по биологии: "Клеточное строение организма ".
  Цель: Сформировать знания о клеточном строении организма.
  Задачи:  
  Познавательная:
  Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);  
  Сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
  Продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки в таблицах и т.д.
  Развивающая:
  Совершенствование умений работы с различными источниками информации;
  Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;
  Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
  Воспитательная:
  Воспитывать познавательный интерес к предмету;
  Формировать культуру общения, коммуникативные качества;
  Формировать бережное отношение к природе.
  Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
  Учащихся в классе: 26
  Используемые учебники и методическая литература учителя:  
  УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
  Используемое оборудование: нетбуки,презентация: «Клеточное строение организма», рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник, задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/ ,видео урок, раздаточный материал.
  Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.  
  Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.
  Ход урока:
    Орг. момент. Проверка домашнего задания.Вопросы (Фронтально) + Вопросы на выбор (на слайде)
 
 Каково положение человека в системе животного мира?
  Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?
  Какие три большие расы людей выделяют сегодня?
  Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.  
  Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов).(Запись в тетрадь).
    Определение темы и цели урока.  
   Изучение новой темы.  
 
 Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
  Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции.  
  Какие функции клетки вам известны?
  1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ.
  2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные.
  3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.
  4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.
  5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности.
  6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.
  Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).( см. в учебнике) По форме выделяют клетки:
  - с отростками
  - веретенообразные
  - круглые  
  - плоские.
  Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
  Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
  Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.
  https://www.youtube.com/watch?v=mk79MZz305Iвидео урок. (при просмотре- работают с учебником, заполняют таблицу).
  Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана.Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
  Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.
  Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.
  Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.(запись в словарь).
  
 
 
  Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником – стр.41-44)
      | Органоид | Особенности строения   | Функции   | 
  |  Эндоплазматическая сеть 
 |  Сеть канальцев, ёмкостей, полостей 
 | Транспортная (перемещение синтезируемых в-в в клетке) | 
  | Рибосомы   | Самые маленькие органоиды округлой формы | Образование (биосинтез) белка | 
  | Аппарат Гольджи | Трубочки и цистерны(стопка плоских цистерн) | Накопление и транспортировка веществ. Формирование лизосом. | 
  | Митохондрии   | Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки | Биологическое окисление в-в. Образование энергии (АТФ) | 
  | Лизосомы   | Округлые тельца(пузырьки), содержащие ферменты. | Расщепление веществ. Разрушение структуры к-ки. | 
  | Клеточный центр | Цилиндрической формы центриоли | Клеточное деление | 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
    Изучение деления к-ки.(Рассказ с использованием рисунка на слайде + просмотр видео)
 
 https://yandex.ru/video/search?filmId=SMO_DIci8gE&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8Fделение к-ки.
  https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=qQomYHFSUXI&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%208%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81деление к-ки в реальном времени.
    Закрепление.  
    Выполнение интерактивного задания с http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/2-3 человека.
   Определите органоиды клетки (приложение 1). 2-3 человека.
   Кто быстрей (фронтально) (с остальными детьми класса)
 
 1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
 (Цитология.В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)
  2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
 (Орган — многоклеточная структура, а органоид — часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)
  3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
 (Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)
  4. Чем представлена транспортная система клетки?
 (Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)
  5. Какова структура и функции ядра клетки?
 (Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков.Снаружи — ядерная мембрана, внутри — хроматин с уплотнениями — ядрышками.)
  6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
 (Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков — генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) — 23 хромосомы.)
  7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
 (Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)
  8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс Гольджи — сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС — углеводы и жиры, митохондрии — АТФ, ядро — ДНК (перед делением клетки.)
  9. В чем состоит функция лизосом?
 (Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)
  10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
 (Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество).
  Если останется время – составить синквейн (прослушать несколько учеников).
    Подведение итога урока.
   Сообщение домашнего задания.
 
 
 
 Приложение 1
  
  Определи и подпиши органоиды клетки:
   Определи и подпиши органоиды клетки:
 