Тема урока «Главные направления эволюции» (11 класс)
 
 
 Этапы работы над проектом
  1 этап. Погружение в проект.
  а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.
  Приводится высказывание “Эволюция - необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.  
  б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?
  в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:
 Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:
  - ароморфоз; 
- идиоадаптация; 
- общая дегенерация. 
2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:
  - Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации. 
2. Личностные УУД:
  3. Регулятивные УУД:
  - Уметь организованно выполнять заданий учителя. 
- Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы. 
4. Коммуникативные УУД:
   
Оборудование:  Интернет, раздаточный материал.
 
  
 
  2 этап. Организация деятельности.
  
 Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).
 Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.
 Критерии биологического прогресса:
 увеличение численности особей;
 расширение ареала;
 активное образование новых видов, популяций.
 Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.
 Критерии биологического регресса:
 снижение численности особей данного вида;
 сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.
 
 
  А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.
  
 
   Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).
  
 
  3 этап. Осуществление деятельности
  Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.
  Алгоритм работы:  
 1. Определение темы мини-проекта.
 2. Постановка проблемы.
 3. Определение цели и задач.
 4. Выбор объекта исследования.
 5. Формулирование рабочей гипотезы.  
 6. Результаты исследований.
 7. Продукт.
 
 
  Схема оформления учащимися мини-проекта
 Тема_________________
 Проблема_____________
 Объект исследования________________
 Цель, задачи________________
 Рабочая гипотеза__________________
 Результаты исследований_______________________
 Продукт______________________
 
После создания схемы ребята анализируют увиденное, делают выводы.  
  Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.  
  В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими.  
 
 
 Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.
Задание на дом: составить презентацию
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Правила эволюции
  - Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле) 
- Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков) 
- Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды. 
- Происхождение от неспециализированных предков 
- Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни) 
- Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия. 
- Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды) 
 
 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА  
 
 
        | Биологический   прогресс 
 
 
 
 
 
 
 
 Пути достижения | 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 приспособления   численность ареал 
 | 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 |  Биологический  регресс | 
 
 
 О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э в о л ю ц и и  
 
 
 Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация