|   Автор: Болгарина Айман Мубаракзяновна,   Размер: 93.5 КB Добавлен: 13.03.2014.   Стратегическая цель: Развитие логического мышления и коммуникативных качеств через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий.  Задачи:  1. Рассмотреть основные способы выражения подлежащего.  2. Научить находить в разных типах предложений подлежащее и определять, какой частью речи оно может быть выражено.  3. Воспитывать чувство любви к родному дому, селу, Родине.  Проблема: Учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.  Проблемный вопрос: Какими частями речи может быть выражено подлежащее?  Оптимальный вариант ответа: Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием.  Ход урока:  Эпиграф   Только идущий одолеет путь.    (Китайская пословица).  Как вы понимаете эту пословицу применительно к нашему уроку?  Актуализация знаний.  Нашу работу мы начнем с определения частей речи. /Показываю на карточках/.  а) родник, веселый, сегодня, улыбающийся, смотрит, ура, все, даже, ау, вокруг, ведомый;  б) (определить ч. р. по морфемам): –ая - , … - ет…, - ащий…, - ли.  Зачем мы повторяли части речи?  * По каким главным признакам вы их определяли?/по вопросу, ОГЗ, морфологическим признакам и синтаксической роли/  2. Определить грамматические основы предложений, расставить знаки препинания. (Предложения записаны на доске).   - Горный ручей весело журчит извиваясь между камней.  Целеполагание:   - Найти грамматические основы на карточке №1. Сравнить эти предложения с теми, что записаны на доске, определить сходства и различия.  Выводы учащихся: сходства - во всех предложениях есть грамматические основы;  различия - в предложениях, которые даны на карточке, подлежащее выражено не существительным.  Проблема: Учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено именем существительным, но не знают, что оно может быть выражено и другими частями речи, выступающими в роли существительного, а так же неделимыми словосочетаниями.  *Основываясь на свои ответы, сформулируйте тему урока, ее цель и проблемный вопрос.   - Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее  (Тема и цель записываются в тетрадях учащихся и на доске).  Создание условий для решения проблемной ситуации.  Проведем наблюдения:  (Работа в группах) – см. приложения.   - Задание: в данных предложениях найти подлежащее, определить, чем оно выражено. Свои выводы записать в тетрадь.  (Вспомнить, что такое подлежащее и как его найти?)   - (Предмет речи, т. е. то, о чем или о ком говорится в предложении. )  Подведение итогов работы в группах. (Учитель фиксирует ответы учащихся на доске, учащиеся - в тетради).  Вывод: Подлежащее может быть выражено:   - им. существительным   - им. прилагательным   - им. числительным   - местоимением   - глаголом неопределенной формы   - причастием   - наречием   - междометием, т. е. любой частью речи, выступающей в роли существительного.  Рефлексия   - Кому было трудно находить подлежащее? В чем эта трудность заключается?  ( - В сложных предложениях, в которых местоимение является одновременно союзным словом, связывает простые предложения и является подлежащим. (Записать в тетрадь предложения трудные случаи ).   - Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе,   - Кто хочет, тот добьется.  *Зачем надо находить грамматическую основу?   - Чтобы разделять знаками препинания простые предложения в составе сложного.  Тренинг.  Отработка навыка нахождения подлежащего.   Работа с текстом с последующей проверкой (см. приложение).     - Задание: Прочитать текст, озаглавить его и ответить на вопрос: каким чувством проникнуто сочинение школьника?   - В подчеркнутых предложениях найдите подлежащие и определите, какими частями речи они выражены?  Весь материал - смотрите документ.   |