Предметные: знать основные признаки живой природы; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни
  Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению
        |  Этап урока 
 | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | 
  | предметные | универсальные | 
  | 1.Оргмомент | Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. 
 | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки | 
 | Регулятивные УД | 
  | 2.Эмоциональный настрой на урок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют просьбу учителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 | Регулятивные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 3.Актуализация знаний | Читает стихотворение:   - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
 Небо светло-голубое,
 Солнце светит золотое,
 Ветер листьями играет,
 Тучка в небе проплывает.
 Поле, речка и трава,
 Горы, воздух и листва,
 Птицы, звери и леса,
 Гром, туманы и роса.
 Человек и время года –
 Это все вокруг –
 - Скажите что это?
 - Какой предмет о природе Вы изучали в 4-м классе? - Как назывался учебник? Почему?
 - А как называется наш учебник? Что мы будем изучать?
 - Как учебник нам в этом поможет?
 - Нравится учебник? Рабочая тетрадь?
 - Познакомимся с ними поближе!
 
 
 Предлагает учащимся познакомиться с заданием № 2 в рабочей тетради, предварительно в ходе беседы выяснив, что показано на каждой иллюстрации. - Молодцы! А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого?- Назовите эти признаки!
 Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы. Попробуйте дать определение, что такое живой организм | Слушают стихотворение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопрос: Природа Отвечают на вопросы учителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Изучают структуру учебника, рабочих тетрадей Открывают рабочую тетрадь, находят задание № 2, стр. 5. Называют, что изображено на каждом рисунке, выполняют задание. 
 
 Отвечают на вопрос Называют признаки живого: рост, движение, дыхание, питание, размножение и др. Формулируют определение | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Актуализация знаний, полученных в 4 классе на уроках окружающего мира | Регулятивные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Коммуникативные УД | 
  | 4.Проблемная ситуация | На некоторые свойства, названные учащимися, приводит пример из неживой природы: демонстрирует движение заводной игрушки. - Как же теперь будет звучать определение, что такое живой организм? - Какое из определений будет верным? Почему? | Наблюдают за действиями учителя 
 
 
 
 
 
 Высказывают свою точку зрения 
 
 Высказывают свою точку зрения | Умение формулировать выводы | Личностные УД | 
  | 5.Целеполагание | - Так как мы говорим о живых организмах, то тема нашего урока звучит: «Что такое живой организм». А если у нас возникло противоречие по поводу признаков живого и неживого, то цель урока будет звучать… 
 
 
 
 - Что является важным для достижения любой цели? - Давайте обозначим нашу цель в виде солнышка. Чтобы добраться к солнышку, необходимо подняться по ступенькам лестницы. Какие это будут ступеньки. 
 
 
 
 - Что поможет нам в достижении цели? | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Продолжают предложение учителя (узнать, что такое живой организм, каковы его признаки) Отвечают на вопрос (план деятельности) 
 
 
 
 
 
 
 
 С помощью учителя отвечают на вопрос (1 ступень – изучение, 2 ступень – осмысление, 3 ступень – формулировка) Отвечают на вопрос учителя (учебник, иллюстрации, одноклассники)   | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение четко формулировать цель урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение составлять план собственной деятельности   | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Логическое мышление 
 
 Регулятивные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные УД 
 
 Коммуникативные УД | 
  | 6.Открытие нового знания | - Для того, чтобы достичь цели, я предлагаю вам поработать в парах.   - А чтобы вам было легче осмыслить и запомнить изученное, я предлагаю выполнить задания № 1, 3, 5 в рабочей тетради на стр. 5-7. 
 
 Консультирует, направляет, контролирует работу учащихся. | Выдвигают предположения 
 
 
 
 
 
 
 
 В парах изучают материал учебника на стр. 6-10, выполняют задания в рабочей тетради 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение работать с источником информации - учебником Умение работать в паре | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УД 
 
 
 
 Коммуникативные УД | 
  | 7.Физминутка | Звучит ритмичная музыка, учитель говорит слова и показывает упражнения. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали!
 Вверх на солнце посмотрели,
 И их лучики погрели.
 Бабочки летали,
 Крыльями махали.
 Дружно хлопнем: раз, два, три,
 Скорей букетик собери.
 Раз присели, два присели,
 В руках ландыши запели.
 | 
 
 Повторяют упражнения | 
 | 
 
 Регулятивные УД | 
  | 8.Применение нового знания | - Хорошо отдохнули. А теперь пора обратиться к цели нашего урока. Давайте вспомним её. - Я предлагаю вам, ребята, сейчас немного поиграть. Согласны? Игра «Да-нет». Я называю утверждение, если вы считаете его верным, поднимаете красный кружок, если не верным – зеленый.   
 
 - Живые организмы способны к самостоятельному существованию (да). - Клетка – это мельчая часть организма (да). - Цветение – это один из основных признаков живого (нет) - В процессе дыхания в организм поступают кислород и питательные вещества (нет) - Движение, рост, размножение – признаки, которые характерны не только для живых организмов, но и для неживых (да) - А давайте приведем примеры этих признаков.   
 
 - Какой можно сделать вывод по вышесказанному? - Как определить принадлежность изучаемого объекта к живому или неживому? - Давайте выполним несколько упражнений, чтобы эти знания закрепить. | 
 
 
 
 Называют цель урока (узнать, что такое живой организм, каковы его признаки) Отвечают на вопрос 
 
 
 
 
 
 Берут в руки кружки красного и зеленого цветов 
 
 Показывают красный кружок 
 
 Показывают красный кружок 
 
 Показывают зеленый кружок 
 
 
 
 Показывают зеленый кружок 
 
 
 
 
 
 Показывают красный кружок Приводят примеры (движение – комета, рост – сосулька, размножение – компьютерный вирус) - Некоторые признаки живого могут быть и у неживых тел - Если объект – живой организм, то у него должны быть все основные признаки живого. Двое учащихся выполняют тест в электронном приложении к учебнику, остальные работают в рабочей тетради, выполняя задания № 4, 6, 7 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение находить ошибки в утверждениях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение обобщать и формулировать выводы 
 
 
 
 Умение применять знания | 
 
 
 
 Коммуникативные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные УД 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные УД | 
  | 9.Рефлексия | - Давайте вернемся к нашей лестнице и посмотрим, что удалось или не удалось выполнить во время нашего сегодняшнего урока. - Я согласна, что удалось выполнить всю намеченную работу. Можно ли поэтому сказать, что цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута? - А теперь давайте снова возьмем в руки красные и зеленые кружки. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и вам все понятно по теме, то поднимите красный кружок, если есть вопросы, не все было понятно, то поднимите зеленый кружок.   - Давайте поможем тем, у кого возникли затруднения (если есть ребята, поднявшие зеленые кружки) | 
 
 
 
 
 
 Высказывают свое мнение по желанию Высказывают свое мнение 
 
 
 
 
 
 Поднимают красные или зеленые кружки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Предлагают варианты помощи | 
 
 
 
 
 
 Умение четко формулировать мысли 
 
 
 
 Умение объективно оценивать собственную деятельность   
 
 
 
 
 
 Умение оказать помощь   | 
 
 
 
 
 
 Коммуникативные УД | 
  | 10.Домашнее задание | Домашнее задание §1, стр. 6-11 | Записывают в дневник | Самоконтроль | Регулятивные УД | 
  | 11.Итог урока | - Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать!   - Спасибо за урок! | 
 | 
 | 
 |