Муниципальное образовательное учреждение 
 основная общеобразовательная школа №3 
 г.Юрюзань, Катав- Ивановский муниципальный район 
 Челябинская область 
 
 
 
 
 
 Промежуточная аттестация 
 по биологии 5 класс 
 
 
 
  
  
  учитель биологии 
 Вьюнова М.В.
 
  
  
  
  
  
  
  
  Юрюзань 
  2015 
  Пояснительная записка 
 Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами.
 В рамках основного общего образования на изучение курса «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю по программе И.Н. Пономарёвой.
 Промежуточная аттестация учащихся будет проведена в виде письменной работы, содержащей 4 задания (в том числе тесты).
 Краткое содержание работы:
 1 задание – тесты (15 вопросов)
 2 задание – указать верное суждение (10 предложений)
 3 задание – установить соответствие (9 соответствий)
 4 задание – дописать предложения, вставляя слова (5 предложений)
 
 Цели изучения биологии:  
 формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе;  
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
 
 
 
 
 
 
 
 Итоговая контрольная работа за курс «биологии» 5 класс 
 Задание №1 Выберите только один правильный ответ и обведите его 
 1.Наука, изучающая живые организмы, называется:
 а) биология б) природоведение в) география
 
 2.К объектам живой природы относят:
 а) собака, человек, дерево б) кошка, вода, дерево в) человек, дерево, воздух
 
 3.Оболочка нашей планеты, заселенная живыми организмами, называется:
 а) биосфера б) атмосфера в) гидросфера
 
 4.К царству растений относят:
  а) бабочку б) берёзу в) грибы
 
 5.Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют:
 а) трахеи б) лёгкие в) жабры
 
 6.К съедобным грибам относится:
 а) подберёзовик б) бледная поганка в) ложный опёнок
 
 7.Растения создают органические вещества, используя:
 а) энергию солнечного света б) энергию Луны
 в) минеральные вещества почвы
 
 8.Гидросфера включает составные части:
 а) мировой океан и воды суши б) мировой океан и воды атмосферы
 в) водную оболочку нашей планеты
 
 9.начальный этап исследования:
 а) наблюдение б) опыт в) вывод
 
 10.Живые организмы обитают:
 а) только в воде и на суше в) только на суше
 в) где находят все необходимое для своей жизни
 
 11.Основной поставщик витаминов – это:
 а) человек б) насекомые в) растения
 
 12.Размножение с участием особых клеток, называется:
 а) половым б) бесполым в) смешанным
 
 13.Питательные вещества расходуются на:
 а) построение тела б) получение энергии в) движение тела
 
 14.Железо входит в состав:
 а) крови б) костей в) кожи
 
 15.Если не хватает солей железа, то возникает:
 а) разрушение зубов б) ухудшение работы кишечника
 в) малокровие
  
  Задание №2 Выберите правильные суждения и напишите рядом «да» или «нет» 
 1.Окружающий нас мир постоянно изменяется –  
 2.Хлорофилл есть у всех живых организмов –  
 3. Без воды жизнь на Земле возможна –  
 4. Все живые организмы передвигаются –  
 5. Живые организмы состоят из одной или нескольких клеток –  
 6. Живая и неживая природа Земли – одно целое –  
 7. Живые организмы запасают питательные вещества –  
 8. В лесу растут деревья и травянистые растения –  
 9. Смена времён года происходит, потому что Земля вращается вокруг своей оси  
 10. Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет –  
 Задание №3 Установите соответствие и запишите в таблицу 
 а) ядовитые грибы 1.опёнок летний
 б) съедобные грибы 2.бледная поганка
  3.груздь
  4.шампиньон лесной
  5.белый мухомор
  а) бесполое размножение 1.участвует только 1 родитель
 б) половое размножение 2.участвуют 2 родителя
  3.участвуют особые клетки
  4.новый организм – точная копия материнского
 
   Задание №4 Вставьте пропущенные слова 
 1.Всё, что нас окружает, называют ______________________
 2.Всё, что нас окружает и не создано руками человека, называется _________________________
 3. Растениям для образования органических веществ необходимы вода, солнечный свет и _____________________
 4.Растения из почвы получают воду и ____________________________
 5.Рассматривание предметов без специально созданных условий и предметов, называют _____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  Ответы 
 Задание №1 – тест 
 1.а
 2.а
 3.а
 4.б
 5.в
 6.а
 7.а
 8.в
 9.а
 10.в
 11.в
 12.а
 13.б
 14.а
 15.в
 Задание №2 – «да» или «нет» 
 1.да
 2.нет
 3.нет
 4.да
 5.да
 6.да
 7.нет
 8.нет
 9.нет
 10.да
 Задание №3 – установить соответствие 
  
  
 Задание №4 – дописать предложение 
 1.природа (или окружающий мир)
 2.неживая природа
 3.углекислый газ
 4.минеральные соли
 5.наблюдение
 
 
 
 Критерии оценивания 
 
 За каждый верный ответ даётся по 1 балу (максимальное количество – 39 баллов).
 37 – 39 б – оценка «5»
 29 – 36 б - оценка «4»
  18 – 29 б - оценка «3»
  Менее 18 б - оценка «2»
 
  Требования к уровню подготовки 
 В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
 знать/понимать:   
  о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
 основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни;
  экологические проблемы своей местности и пути их решения;
   уметь: 
  узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;  
 определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
 приводить примеры физических явлений, превращения веществ,  
 приспособлений растений к различным способам размножения;  
 приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
 описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
 сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
 описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
 использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
 находить значение указанных терминов в справочной литературе;
 кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
 использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
 пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
 следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
 измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.