Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.
  Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. 
  В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала. 
  Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы. 
  Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации. 
  В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира. 
  формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных; 
                      |  №  |  Название разделов, тем занятий  |  Колво часов  |  Формы .  | 
  |   |  Бактерии и грибы |  2 |   | 
  |  1.  |  Бактерии. Многообразие, роль в природе. |  1  |  Урок лекция презентация. | 
  |  2.  |  Грибы карлики и гиганты. Грибы, паразиты растений. |  1  |  Видео урок,  | 
  |   |  Строение и жизнедеятельность растений |  7  |   | 
  |  3. |  Растительные ткани, их строение. |  1 |  Практикум | 
  |  4.  |  Какие бывают листья пигменты содержатся в зеленом листе Флуоресценция хлорофилла.  |  1  |  Практикум  | 
  |  5.  |  Видоизменение корней .Дыхание растений. |  1  |  Презентация  | 
  |  6.  |  Вегетативное размножение растений. Осмос. |  1  |  Презентация  | 
  |  7.  |  Семейства растений. |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |  8.  |  Удивительные растения. Цветки, семена, плоды.  |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |  9.  |  Растения: гиганты и карлики.  |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |   |  Мир животных |  24  |  Урок лекция презентация  | 
  |  10.  |  Строение и передвижение инфузории туфельки.  |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |  11.  |  Кишечнополостные. Многообразие медуз и коралловых полипов. |   |  1  |  Урок-игра  | 
  |  12.  |  Черви, многообразие.   Паразитические черви |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  13 |  Многообразие моллюсков. Особенности строения тела головоногих моллюсков. |  
 |  1 |  Урок лекция презентация | 
  |  14 |  Многообразие паукообразных. Приспособления к среде обитания. |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  15.  |  Насекомые, многообразие. Паразиты человека и животных. |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  16.  |  Жизнь пчелиной семьи  |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  17.  |  Водные насекомые  |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  18. |  Морские животные. Тип иглокожие. |  
 |  1 |  Видео урок | 
  |  19 |  Многообразие костных рыб. Катадровые виды рыб. |  
 |  1 |  Урок лекция презентация | 
  |  20. |  Хрящевые, двоякодышащие рыбы. Десять самых опасных акул. |  
 |  1  |  Видео урок,  | 
  |  21.  |  Где зимуют лягушки.  |  
 |  1  |  Урок –сам. поиск  | 
  |  22. |  Опасные пресмыкающиеся. |  
 |  1 |  Урок лекция презентация | 
  |  23. |  Многообразие рептилий. |  
 |  1 |  Урок –сам. поиск | 
  |  24. |  Многообразие птиц. Нелетающие птицы. |  
 |  1 |  Урок –сам. поиск | 
  |  25. |  Размножение птиц. Птичьи голоса. |  
 |  1 |  Урок лекция презентация | 
  |  26. |  Перелетные птицы. Птицеводство. |  
 |  1 |  Урок –сам. поиск | 
  |  27.  |  Водные млекопитающие  |  
 |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |  28. |  Хищные млекопитающие. |  
 |  1 |  Урок лекция презентация | 
  |  29 |  Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие. |  
 |  1 |  Урок –сам. поиск | 
  |  30. |  Китообразные млекопитающие |  
 |  1 |  Видео урок,  | 
  |  31.  |  Домашние питомцы. Породы собак и кошек. |  
 |  1  |  Урок лекция презентация  | 
  |  32.  |  Секреты маскировки. Интересные факты из мира животных |  
 |  1  |  Видео урок  | 
  |  33 |  Подготовка к олимпиадам. |  
 |  1  |  Работа с доп. лит-рой  | 
  |   |  Игротека   |  
 |  3  |   | 
  |  34.  |  Игра «Путешествие в мир природы»  |  
 |  1  |  Урок -игра  | 
 
  1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005. 
  3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009. 
  5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту 
  Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.: 
  «Паритет», 2001. 
            |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  строении, свойствах и связях  |  
 | 
  |  3  |  Растительные ткани, их строение |   |   |  Лекция,  практик ум  |    фронтальная работа с классом   |  Работа с микропрепоратами    Настройка микроскопа Узнавание тканей растений. |  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения   |  практикум | 
  |  4  |  Какие бывают листья, пигменты содержатся в   зеленом листе.  Флуоресценция хлорофилла.  |   |   |  практик ум  |  Индивидуал ьная практическая работа  |  Работа с микропрепоратами    Настройка микроскопа Узнавание тканей растений.   |  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения   |  практикум  | 
  |  
 |  
 |   |   |  Комбин ированн ый   практик ум  |  индивидуальна  я работа   |  Работа с микропрепоратами    Настройка микроскопа Узнавание тканей растений.   |  Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план.    Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач   |  практикум  | 
  |  5. |  Видоизменение корней. Осмос.  Дыхание растений  |   |   |  лекция,  |  Фронтальна я работа с классом,  |  Познакомиться с основными видами и значением корней. Видоизмененные корни.  
  Особенности дыхания растений. Поглощения влаги. |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям   |  Презентация  | 
 
            |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи   |  
 | 
  |  16  |  Жизнь пчелиной семьи.  |   |   |  лекция,   практик ум  |  презен-  тации  |  Совершенствовать знания    О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых Ролевые задачи в пчелиной семье.  |  Коммуникативные:    воспринимать текст с учетом поставленной учебной   задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов  |  Поиск информации. | 
  |  17  |  Водные насекомые.  Приспособление к среде обитания.  |   |   |  комбини  рованно  е  |  Фронтальна я работа с классом,   использова  ние презентации  |  Познакомиться с основными приспособлениями животных к жизни в воде.  |  Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.   Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков  |  Презентация, урок поиск.  | 
  |  18. |  Морские животные.   Тип иглокожие. |  
 |  
 |  Видео урок  |  Фронтальна я работа с классом,   использова  нием презентации  |  Познакомиться с многообразием иглокожих и  приспособлениями животных к жизни в воде. |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |  Видео урок | 
  |  19. |  Многообразие костных рыб.  Катадровые виды рыб. |  
 |  
 |  Лекция.  Поисковая деятельность   |  использова  ние презентации  |  Научиться определять виды рыб и изучить перемещение рыб в водной среде. |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |  Урок лекция презентация. | 
  |  20. |  Хрящевые, двоякодышащие рыбы.  Десять самых опасных акул. |  
 |  
 |  Видео урок  |  Фронтальна я работа с классом,   использова  нием презентации  |  Познакомиться с многообразием хрящевых рыб, особенностями жизнедеятельности акул.  
 |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |  Видео урок | 
  |  21  |  Где зимуют лягушки  |   |   |  лекция,   практик ум  |  Фронтальна я работа с классом,   использова ние презен- |  Холоднокровные земноводные строение, приспособление, виды. |  Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные:    оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.   |  Урок- поиск  | 
  |  22 |  Опасные пресмыкающиеся |  
 |  
 |  лекция,   практикум |  индивидуал  ьная работа  |  Расширить кругозор обучающихся.    Познакомить обучающихся с опасными рептилиями и различными видами их ядов.    Первая помощь при укусах. |  Коммуникативные:    воспринимать текст с учетом поставленной учебной    задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов   |  Презентация. | 
  |  23 |  Многообразие рептилий |  
 |  
 |  Позноват.    литература   |   |  Научиться приобретать знания о самых удивительных животных   |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |  Урок-поиск  | 
 
            |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям   |  
 | 
  |  24. |  Многообразие птиц.  Нелетающие птицы. |  
 |  
 |  Позноват.    литература |  
 |  Научиться приобретать знания о нелетающих птицах. Птичьи гнезда.   |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |  Урок-поиск  | 
  |  25 |  Размножение птиц.  Птичьи голоса. |  
 |  
 |  Лекция.  Поисковая деятельность   |  использова  ние презентации  |  Познакомиться с многообразием птичьих яиц и гнезд и способом выведения потомства.. |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |  Урок лекция презентация. | 
  |  26 |  Перелетные птицы.  Птицеводство |  
 |  
 |  Лекция.  Поисковая деятельность   |  использова  ние презентации  |  Познакомиться с перелетными птицами нашего региона, особенностями содержания домашних птиц. |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |  Урок-поиск  | 
  |  27  |  Водные млекопитающие  |   |   |  лекция, комбиниро ванное  |  Презентация  |  Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы.   |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям   |  Урок- лекция  | 
  |  28 |  Хищные млекопитающие |  
 |  
 |  лекция, комбиниро ванное  |  Презентация  |  Систематика и представители хищных животных.    Многообразие и образ жизни. |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям   |  Урок- лекция  | 
  |  29 |  Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие. |  
 |  
 |  практик ум  |  
  
  
  
  
  
  
  Фронтальная – лекционная работа   |  
  
  
  
  
  
  Совершенствовать знания    о развитии и взаимоотношениях у млекопитающих. |  Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.   Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков  |  Творческие задания - поиск  | 
  |  30 |  Китообразные млекопитающие. |  
 |  
 |  Видео урок  |  Фронтальна я работа с классом,   использова  нием презентации  |  Познакомиться с образом жизни китообразных и  приспособлениями животных к жизни в воде. |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |  Видео урок | 
  |  31  |  Домашние питомцы.  Породы собак и кошек  |   |   |  лекция, комбиниро ванное  |  Презентация  |  Итория одамашнивания, селекция, как наука еѐ задачи. Виды о особенности ухода за животными.   |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |  Урок- поиск  | 
  |  32  |  Секреты маскировки.  Интересные факты из мира животных.  |   |   |  Видио  |   |  Виды приспособлений мимикрия, окраска животных-как результат отбора.   |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |   | 
  |  33  |  Подготовка к олимпиадам. |   |   |   |  Текущий тестовый контроль  |  Предьявлять знания в новых условиях   |  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).    Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям   |  Урок-игра    | 
  |  34  |  Игра «Путешествие в мир природы»  |   |   |  контрол  ь  |   |  Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности   |  Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач   |  Итоговое тестирование  |