 
Учение Ч.Дарвина 
о естественном отборе 
 « Чем больше мы познаём неизменные законы 
природы, тем всё более невероятными становятся 
для нас чудеса»  
Ч.Дарвин  
     
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям 
Оценка « » - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен. 
«Сегодня просто не мой день». 
 
Оценка « » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы. 
 «Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается». 
 
Оценка « » - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы. 
 «Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше». 
Оценка « » - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе. 
«Всё что мог, я сделал для нашей группы» 
     
Фронтальный опрос 
1. Как вы думаете, какие достижения сельского хозяйства Англии 19 века, послужили Дарвину в качестве модели процессов, происходящих в природе? 
2. Как вы понимаете понятие искусственный отбор, и какие его виды вы знаете? 
3. Сравните сознательный и бессознательный отбор. В чем их сходства и различия? Ответ дополните примерами. 
4. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры. 
5. Каковы результаты искусственного отбора? Покажите на примере вредное влияние искусственного отбора на организм. 
6. Что лежит в основе работы по выведению новых сортов или пород? 
     
Отчеты групп по творческому заданию 
Вы голубевод. 
В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые. Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем. Как вы решите эту проблему, руководствуясь учением Дарвина? 
-  Из стаи выбираем несколько особей с наиболее выраженным 
 признаком - черной окраски в оперенье; 
-  допускаем их к размножению и среди потомства снова провожу 
 отбор по желаемому признаку; 
-  из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к 
 образованию голубей с черным опереньем. 
     
Работа в группах по заданиям: 
1 группа: 
«… Я могу здесь сообщить, что обратив внимание на собак всего земного шара и тщательно сопоставив все о них известное, я пришел к заключению, что приручено было несколько видов из рода Canis … . Я разводил почти все английские куриные породы, производил между ними скрещивания и исследовал их скелеты» (Ч.Дарвин «Происхождение видов»). 
- На основе данной цитаты назовите научные методы, которыми пользовался Ч.Дарвин при изучении происхождения культурных пород животных. 
- О какой форме отбора говорится в данном примере? 
- Какую роль играла изменчивость и наследственность в улучшении пород животных? 
 
Работа в группах по заданиям: 
2 группа: 
Дарвин приводит пример из практики фермеров – овцеводов в Германии. В Саксонии, когда ягнята отнимались от матери, каждого ягненка по очереди ставят на стол, чтобы тщательно осмотреть его руно и форму тела. Лучшие отбираются на племя и получают первое клеймо, остальных обрекают на убой. Так поступают несколько раз, после чего лишь наилучшие по качеству шерсти бараны и овцы получают окончательное клеймо. 
О какой форме искусственного отбора говорится в данном примере? 
Какую роль играла изменчивость и наследственность в улучшении тонкорунной породы овец? 
     
Работа в группах по заданиям: 
3 группа: 
Ч.Дарвин во время кругосветного путешествия изучил в Южной Америке тяжелую жизнь полудиких коренных жителей – индейцев, вытесненных белыми колонизаторами на о. Огненная Земля и поэтому отставших в своем культурном развитии. Дарвин про них пишет, что «дикари» во время любого голода сохраняют на племя хотя бы несколько своих лучших собак. 
О какой форме отбора говорится в данном примере? 
К какому результату приводил такой многолетний отбор среди собак? Почему? 
Какую роль играли изменчивость и наследственность собак в сохранении и улучшении их качеств, полезных человеку? 
     
«… Особи, обладающие хотя бы самым маловажным преимуществом перед остальными, будут иметь более шансов на сохранение и размножение своего рода. С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько- нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться истреблению. Сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживание наиболее приспособленных» 
Ч.Дарвин. 
-  В чем заключается, по мнению Дарвина, сущность 
 естественного отбора? 
-  Что является причиной естественного отбора? 
-  Чем определяется «судьба» особи (выживание или гибель) в 
 природе? 
     
Учение Ч.Дарвина 
о естественном отборе 
Цель:  расширить знания о естественном отборе как важнейшем факторе эволюции, раскрыть роль Ч.Дарвина в становлении эволюционной теории. 
     
Основные понятия 
Наследственная изменчивость  – свойство организмов, выражающееся в появлении новых 
признаков у потомства. 
Борьба за существование – стремление выжить в данных условиях. 
Естественный отбор  – выживание наиболее приспособленных к данным условиям организмов, 
возможность оставить потомство и передать ему свои полезные признаки. 
  
     
Какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов? 
Наблюдения, сделанные Ч.Дарвином во время кругосветного путешествия. 
Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко. 
     
Эволюционная теория Ч.Дарвина 
1842г – начало работы над книгой «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». 
1858 г – письмо Уоллеса 
1859г – первое издание книги «Происхождение видов путем естественного отбора» 
     
Основные положения 
эволюционной теории Ч.Дарвина: 
1. Каждый вид организма способен к неограниченному размножению. 
При этом признаки от родителей передаются потомкам (наследственность). 
2. Потомки одних и тех же родителей разные (наследственная изменчивость) .  
     
Основные положения 
эволюционной теории Ч.Дарвина: 
3. Нехватка жизненных ресурсов приводит к борьбе за существование. 
     
Внутривидовая борьба 
 
взаимоотношения между особями одного вида 
     
Межвидовая борьба 
 
взаимоотношения между особями разных видов 
     
Борьба с неблагоприятными условиями 
 
     
4. В результате этого отбора выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные. Какой это отбор? 
 
 
 
 
     
Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. 
Результат – повышение приспособленности особей к условиям жизни 
 и образование новых  видов. 
     
Основная логика эволюционного учения Ч.Дарвина 
Наследственность 
Организмы отличаются друг от друга и могут передавать свои характерные особенности потомкам 
Выживают наиболее  приспособленные 
Изменчивость 
Способность организмов к неограниченному размножению 
Естественный отбор 
Борьба за существование 
Ограниченность условий среды 
     
Значение учения Ч.Дарвина 
-  раскрыл движущие силы эволюции; 
-  объяснил возникновение приспособленности 
 живых организмов к окружающей среде и её 
 относительный характер. 
«Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, «Богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними». 
 В.И. Ульянов 
     
Исправьте ошибки и объясните их. 
-  Ч.Дарвин – выдающий русский ученый, выдвинувший теорию происхождения жизни на Земле. 
-  Виды, по Дарвину, в результате упражнения адаптируются 
 к условиям среды, и все благоприобретенные признаки 
 наследуются. 
- Естественный отбор существенной роли в природе не играет. 
 
Какая форма борьбы за существование 
и объясните почему? 
     
Работа в группах по заданиям 
1 группа: 
Многие сорняки, например, пырей, осот, бодяк, овсюг, угнетают пшеницу, овес и другие культурные растения. Какой отбор происходит при вмешательстве человека в жизнь сорняков? 
2 группа: 
Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, происходит ли в настоящее время отбор среди крыс и мышей, какой отбор? (Приведите примеры). 
3 группа: 
Происходит ли в настоящее время отбор среди зайцев? Если да, то какой отбор? (Приведите примеры изменчивости, полезной для зайца в его борьбе за существование). 
     
При помощи ручки перетащи рисунки к соответствующему виду борьбы за существование? 
Внутривидовая 
Борьба с неблагоприятными условиями 
Межвидовая 
     
Выводы урока 
Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе: 
-  любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в 
 геометрической прогрессии; 
-  в природе происходит непрерывная борьба за существование; 
-  в борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, 
 обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет 
 наиболее успешно конкурировать с другими; 
-  виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. 
-  движущей силой изменения видов является естественный отбор. 
 
Домашнее задание: 
Параграф 16 
Напишите эссе на тему: 
«Существует ли естественный отбор у человека?» 
     
Рефлексия 
Допишите фразы и по желанию зачитайте их. 
Оказывается ….. 
Меня удивило то, что… 
Мне понравилось то, что… 
Я задумался над тем…. 
     
Урок окончен! 
     
Список использованной литературы и интернет - ресурсы 
-  Р.Сатимбеков. Биология. Учебник для 11 класса ЕМН. Аматы, Мектеп, 2015. 
- Т.Л.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва, 2014. 
- Ю.И.Полянский. Общая биология. Москва, 1977. 
- А.В.Пименев. Уроки биологии в 10- 11 классах. II часть. Ярославль, 2006. 
- Ю.И.Полянский. Общая биология. учебник. Москва, 1977 
- А.О.Рувинский. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов с углубленным изучением биологии. Москва, 1993. 
- Г.М.Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, 1072. 
- infourok . Ru Презентация 
- Videouroki.net Лазебник Н.К., ГУ средняя школа № 1 города Актобе  РК 
- nashol . com ›Разработка урока› Page -14. html 
- docme.ru›doc…uchenie…darvina…estestvennom-otbore… 
-  tvorilife.com›darvinizm.html 
-  uchportal . ru ›Методические разработки› Презентация Соколова Е.М., учитель биологии МОУ «Осинская гимназия» 
- myshared . ru ›Дарвин и происхождение видов 
- yandex.kz/images›рисунки по теме 
-