МБОУ «Болугурская СОШ»с углубленным изучением отдельных предметов
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Рабочая тетрадь исследователей
  Опорный пункт: Озеро
  
 
  Фамилия имя учащихся
  _____________________
  _____________________
  _____________________
  
 
  
 
  
 
  
 
  2016
  Практическая работа. Изучение действия закона Архимеда в воде.
  Цель____________________________________________________________________________________________________________
  Оборудование: воздушные шарики, нитка, калькулятор.
  Х од работы:
од работы:  
  - Надуйте шарик до любого размера. 
- Попытайтесь утопить шарики. 
- Найдите радиус шарика: обхватите шарик ниткой и разделите полученную длину нити на 2п (длина окружности L = 2пR) 
- Найдите силу Архимеда по формуле: Fа = ρж gV. 
 
 
       | Плотность жидкости (кг/м3) | Радиус шарика  (м) | Объем шарика  (м3) | Архимедова сила  (Н) | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  - Сделайте вывод_____________________________________ 
 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  
 
  
 
  
 
  
 
  Практическая работа. Определение беспозвоночных озера
  
 
  Оборудование: фотоаппарат, сачок для ловли водных б/п, емкости, пинцеты, морилка, булавки, этикетки, карандаш.  
  Цель:_________________________________________________________________________________________________________
 Х од работы:
од работы:
  - Объяснение правил сбора водных беспозвоночных.   
- Сбор водных беспозвоночных. 
- Определение собранных водных беспозвоночных. 
      | Место сбора | Видовой состав | Количество | Индикаторные виды | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  - Сделайте выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 
  Практическая работа. Анализ природной воды
  
 
  Оборудование: плоскодонный стеклянный цилиндр, коническая колба, линейка.  
  
 
  Опыт 1. Определение прозрачности воды  
  Цель работы: __________________________________________
  ________________________________________________________
  Ход работы:
   -  Возьмите прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2.5 см, 
 высотой 30-35 см. (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки).
   -  Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст.   
-  Отметьте, на какой высоте вы будете видеть шрифт. 
-  Измерьте высоты столбов воды линейкой.   
-  Данные занесите в таблицу: 
 
 
         | Проба воды | №1 
 | №2 | №3 | №4 | №5 | 
  | Высота столбов воды | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Опыт 2. Определение интенсивности запаха воды.  
  
 
  Цель работы:___________________________________________
  ________________________________________________________
  Ход работы
  -  В коническую колбу с пробиркой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии.   
-  Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.   
-  Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 1: 
 Определение интенсивности запаха
  Таблица 1
     | Характеристика запаха   |  Интенсивность запаха   | 
  | Отсутствие ощутимого запаха | 0 | 
  | Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 | 
  | Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 | 
  | Запах легко обнаруживается | 3 | 
  | Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 | 
  | Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 | 
 
  
 
  Сделайте вывод: _________________________________________
  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Практическая работа: Определение площади поверхности озера.
  Цель работы:__________________________________________
  ______________________________________________________
  Оборудование: рулетка, карандаш, блокнот, колышки.
  Ход работы:
  - Вычисление площади поверхности озера. -  - Провести прямые линии по периметру прямоугольника описанного вокруг озера. 
- Нанести на рисунок контур озера и прямоугольника. 
- С помощью квадратной палетки определить площадь поверхности озера. 
 
-  
 
 
  - Заполните таблицу, вычислите площадь поверхности озера 
 
 
        | Количество полных квадратов (a) | Количество неполных квадратов b   | Площадь одного квадрата (Sкв) | Sрисунка=a+b/2 | Площадь озера S=Sрисунка*Sкв | 
  | 
 
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  - Сделайте вывод______________________________________ 
 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  
 
  
 
  
 
  Практическая работа. Определение расстояния между двумя точками
  
 
  Цель работы: ___________________________________________
  ______________________________________________________
  
 
  Оборудование: палки 3 шт., рабочая тетрадь, фотоаппарат.
  Ход работы:  
  -    выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А, и к точке В и из которой видны обе эти точки.; выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А, и к точке В и из которой видны обе эти точки.;
 
-   на прямой АС отмечают точку Е так, что АЕ = СЕ; 
-   на прямой ВС отмечают точку F так, что ВF = СF;   
-   соединяют точки Е и F; 
-  Сделайте вывод ____________________________________ 
 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Практическая работа. Определение глубины озера.
  
 
  Цель работы: __________________________________________
  
 
  О борудование: тетрадь, палка длиной 2,5 м, колышки, рулетка, шпагат, калькулятор, фотоаппарат.
борудование: тетрадь, палка длиной 2,5 м, колышки, рулетка, шпагат, калькулятор, фотоаппарат.  
  Ход работы:
  1. Подготовить лодку. 
  2. С помощью шеста или шпагата с грузом опустить до дна.
  3. Измерить длину шпагата или шеста.
  4. Измерить глубину озера в нескольких местах.
  5. Найти среднюю глубину озера.
  
 
  
 
  
 
   
 
  Сделайте вывод: _______________________________________
  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________