| Тема: «Изучение микромира в капле настоя мха». 
 | 
  | Цель: изучение микроскопических организмов в естественной среде обитания. 
 | 
  | - обеспечить более полную и точную информацию об изучаемом объекте; - развить познавательные интересы учащихся;     - способствовать формированию у учащихся положительных мотивов обучения; - расширять поле взаимодействия ученика и учителя; - повышать интерес и мотивацию учащихся к изучению биологии. | 
  | Оборудование: гербарий, микроскоп, стёкла для приготовления временного препарата «Висячая капля», чаши Петри, пипетка, пинцет, мох, вода. | 
  | Этапы | Содержание этапа | Методы активные, интерактивные | Средства ЦО «Точка роста» | Результат | 
  |   Организа-ционный этап 
 
 
 
 
 
 Активизация знаний: | Работа по формированию цели и задач. Работа с гербариями. - На основании полученных вами знаний, в представленных гербариях найдите представителей Моховидных. Дайте описание представленных видов растений. 
 Разрешите спор: - Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. - Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». - Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры , только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». - Корень говорит: «А мы даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не найдешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». - Цветок утверждает: «Нет ничего лучше и полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.      Вот так и поссорились все органы растения и даже решили жить по отдельности. Как вы считаете: кто из них прав? 
 | Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся дают характеристику растений, представленных в гербариях, выбирают гербарий с представителями моховидных.   
 Ответ: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма растения может привести его к гибели. Следовательно, растение – целостный организм. 
 | 
 | Постановка цели и задач практической работы | 
  | 2 этап | В чашу Петри налить некипя-чёной родниковой воды ком-натной температуры. В воду поместить кусочек сухого мха. Оставить для настаивания на 1-2 дня.   
 | Работа в парах, приготовление временного препарата | Чаша Петри, гербарий | Учащиеся под руководством учителя готовят временный препарат | 
  | 3 этап | На стекло поместить небольшую каплю настоя мха, аккуратно перевернуть и поместить на стекло с выемкой.   
 | Работа в парах, выполнение практических задач | Стёкла для приготовления временного препарата | Приготовление временного препарата | 
  | 4 этап | - Расскажите, для чего нужен микроскоп: простому человеку? Учёному? - А для каких целей вам нужен микроскоп? 
 - Подготовить микроскоп (вклю-чить подсветку или настроить свет с помощью зеркала, опустить предметный столик или поднять тубус – в зависимости от конфигурации микроскопа). 
 | Ответы учащихся Групповая дискуссия 
 
 
 
 Работа в парах, выполнение практических задач | Микроскоп | Учащиеся микроскоп для работы | 
  | 5 этап   | Поместить временный препарат на предметный столик микро-скопа так, чтобы висящая капля жидкости оказалась строго над отверстием столика. 
 | Работа в парах, выполнение практических задач | Микроскоп, стекло с временным препаратом | Учащиеся самостоятельно работают с микроскопом | 
  | 6 этап | Настроить фокусировку микро-скопа. Так как капля имеет определённый объем, рассмот-реть микроорганизмы на разной глубине можно меняя фокусировку, аккуратно вращая регулировочный винт. 
 | Работа в парах, выполнение практических задач | Микроскоп, стекло с временным препаратом | Учащиеся демонстрируют умение работать с микроскопом | 
  | 7 этап | Сделать зарисовки/фото/видео обнаруженных организмов. 
 | Работа в парах | Фото- и видеоаппаратура   | Учащиеся демонстрируют умение самостоятельно делать зарисовки/фото/видео обнаруженных организмов | 
  | 8 этап | Используя различные источники информации, определить их видовую принадлежность. 
 | Работа в группах | Компьютер, ресурсы Интернет | Учащиеся демонстрируют умение самостоятельно работать с разными источниками информацию | 
  | 9 этап | Вопрос на размышление: - Как вы считаете, почему нельзя допускать развития мхов в садах и огородах? 
 | Ответ учащихся:   мхи формируют густые дерновники, которые уменьшают испарение влаги, поэтому почва под ними переувлажняется, ухудшается газообмен почвы, понижается её температура, накапливается влага. | 
 | 
 | 
  | 10 этап | Сделать вывод по проделанной работе. 
 | Групповая дискуссия, дебаты | 
 | Учащиеся демонстрируют умение делать выводы, вести дискуссию |