Открытый урок «Размножение и развитие птиц»
 Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний о размножении и развитии птиц.
 Задачи:
 Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение особенностей размножения и развития птиц.
 Развивающая: создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, дополнительной литературы, лабораторным оборудованием и натуральными объектами.
 Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умения работать индивидуально и в парах, чувство ответственности за результат своего труда, воспитание бережного отношения и любви к природе.
 Предполагаемые результаты:
 Предметные: учащиеся знакомятся с органами размножения птиц, строением яйца, развитием зародыша, типами птенцов.
 Личностные: учащиеся развивают культуру общения, осознание ответственности за общее дело, умение адекватно оценивать успешный/неуспешный результат своей работы.
 Метапредметные:  
 Познавательные: развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, таблицами, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, таблицу), проводить лабораторное исследование.
 Коммуникативные: развитие умения воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них, выполнять работу в паре, умение договариваться с партнером.
 Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать результат своего труда и исправлять ошибки самостоятельно.
 
 
 Оборудование: медиапроектор, экран, раздаточный дидактический материал, презентация, яйцо, чашка Петри, препаровальная игла, лупа, пинцет, салфетка, стакан с водой, вареное яйцо.
  Ход урока:
  - Мотивация учебной деятельности. 
Здравствуйте, ребята!  
 Здравствуйте, уважаемые члены жюри и гости! (Это надо говорить?)
 Меня зовут Лариса Анатольевна. Сегодняшний урок мы проведем вместе с вами.  
 Перо жар-птицы кто найдет,
 К тому успех в делах придет.
 Обратите внимание: на ваших столах лежат перья райской птицы, они двух цветов: красный цвет означает тревожность, зеленый – спокойствие. Выберите перо, которое соответствует вашему настроению.  
 (спросить, почему тревожатся. Сказать, что и я, как они, тоже нахожусь под прицелом множества глаз и также испытываю тревожность)
 
 
 
 
  - Актуализация знаний. 
 Внутреннее строение птицы Слайд № 2  
  У птиц 7 основных систем органов. Давайте их повторим. Работа со слайдом.
  К какой систем органов относится кости и мышцы? (1. Опорно-двигательная)
  Какой цифрой обозначено сердце? К какой системе органов относятся сердце и сосуды? (2. Кровеносная)
  Какой цифрой обозначены легкие? Трахея? К какой системе органов они относятся? (3. Дыхательная)
  Какой цифрой обозначен мускулистый желудок? Поджелудочная железа? К какой системе органов они относятся? (4. Пищеварительная)
  К какой системе органов относится мозг и нервы? (5. Нервная)
  Какими цифрами обозначены почки? Мочеточники? К какой системе органов они относятся? (6. Органы выделения)
  Какая система органов осталась неназванной? (7. Органы размножения)
  Что будем изучать сегодня? Размножение птиц.  
  Мне кажется, что получилось однообразно и опять затянуто. Подскажите, пожалуйста, как ускорить и разнообразить
  
 
  Какой процесс изображен на слайде? (развитие бабочки, рыбы, лягушки, курицы)
  Слайд №3
  Что ещё мы должны изучить сегодня на уроке? Развитие птиц.
  Так какая тема урока на сегодня? Слайд №4
  Тема: «Размножение и развитие птиц» (записать в тетрадь)
 Какую поставим перед собой цель? Изучить размножение и развитие птиц Слайд №5
 Для достижения этой цели какие поставим задачи?
 Вы знаете, как устроена система органов размножения? (Нет) Значит, первая задача:
 Изучить органы размножения птиц
 Знаете какое строение имеет яйцо? (Отчасти). А подробное строение знаете? (нет). Значит, вторая задача:  
 Изучить строение яйца
 Знаете как развивается зародыш внутри яйца? (нет), значит, третья задача:
 Изучить развитие зародыша
 А вы знаете, какие птенцы вылупляются из яйца, все ли они одинаковые? (нет) значит, четвертая цель:
 Изучить типы птенцов
 
 
 У меня получается около двух минут, и то если в темпе  
 
 
  - Объяснение нового материала   
Чем представлены органы размножения раздельнополых животных? (семенники у самцов и яичники у самок)  
 Нужна картинка на слайде с изображением половой системы птиц?
 Пользуясь рис. 165 на стр. 217, ответьте на вопрос: как можно объяснить асимметрию строения половой системы самок? (приспособление к полету)
 Как называются женские гаметы? (яйцеклетки)
 Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. (его может и не произойти, тогда птица снесет неоплодотворенное яйцо, из которого цыпленок не появится)
 Стенки яйцевода сокращаются и проталкивают яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается яйцевыми оболочками, которые формируются из выделений желёз стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой оболочкой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочкой. Формирование яйца занимает от 12 до 48 часов.
 Я предлагаю вам совершить небольшое биологическое исследование: изучить строение куриного яйца.  Слайд №6
 Но сначала ознакомимся с правилами техники безопасности. (Прочитать правила ТБ со слайда (ученик))  
 Требования безопасности во время лабораторной работы: Слайд №7
  -  Выполнять все действия только по указанию учителя. 
-  Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте на соседа по парте. 
-  Препаровальную иглу класть на парту острием от себя. 
-  Соблюдать порядок и дисциплину. 
 
 Далее выполнение работы (работа в паре) под контролем учителя.
 Лабораторная работа « Строение яйца птицы»
 Выполните лабораторную работу, подпишите части яйца  
 Цель: исследуя яйцо курицы, получить информацию о строение яйца.
 Ход работы.
 Исследуйте строение птичьего яйца.  
 1. Рассмотрите куриное яйцо. Какую форму оно имеет?_____________________________
 Яйцо имеет два конца: тупой и заостренный (найдите их). Осторожно разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.
 2. Желток – источник питательных веществ. Где он расположен?______________________
  Белок является источником воды для зародыша (он содержит 85-90% воды).
  Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). Какое значение они имеют?
 _____________________________________________________________________________
 3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Определите его расположение._________________________________________________________________Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.
 _____________________________________________________________________________4. Проведите по желтку острием препаровальной иглы. Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
 _____________________________________________________________________________
 5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Что обнаружили?________________
 Обоснуйте функции пор_________________________________________________________
 Каково значение скорлупы?_____________________________________________________
 _____________________________________________________________________________
 6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.  
 Каково ее значение?
 _____________________________________________________________________________
 Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся?  
 _____________________________________________________________________________
 7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.
 _____________________________________________________________________________
 
 
 8. На рисунке обозначьте части яйца.  
 
 
 Желток – 1
 Зародышевый диск – 2
 Белок – 3
 Воздушная камера – 4
 Скорлупа – 5
 Подскорлуповые оболочки – 6
 Канатики (халазы) – 7
 (на доске выложить ту «конструкцию»: изображение схемы строения яйца, а сбоку от него перечень его составляющих на магнитах)
  Как только первый ученик закончит подписывать рисунок, вызвать кого-нибудь к доске для оформления «слепого» рисунка.  
 Все проверяют правильность выполнения у себя (самоконтроль)
 
 
 9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.
 Вывод:  
 
 
 Возможные дополнительные вопросы:  
 Подумайте, если яйцо покрасить, сможет ли там жить птенец?
 Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Почему?
 
 
 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Орнитологическая Слайд №8
  «Да-нет»ка. Да – присели, руки вытянули вперед, нет – наклоны туловища вправо-влево. Исходное положение руки на поясе  
  1. Все птицы теплокровные животные. П
  2. Все птицы летают. Н
  3. У птиц четырехкамерное сердце и два круга кровообращения. П
  4 . Воздушные мешки – часть опорно-двигательной системы. Н
  5. У большинства птиц только одна железа – копчиковая. П
  6. Самые крупные контурные перья – это маховые и рулевые. П
  7. Клюв птиц покрыт костными щитками. Н (роговыми)
 Развитие зародыша  Слайд №9
 Ребята, а хотелось бы вам заглянуть внутрь яйца и увидеть, как там день за днем, медленно, развивается цыпленок? Слайд №10
 Видеофрагмент. (учитель комментирует изменения, происходящие с зародышем)
 
 
 У птиц развитие яйца возможно только при температуре 37-38°С, должна быть и определенная влажность. Наседка регулярно переворачивает яйца, периодически поднимается, охлаждая кладку. (равномерное прогревание, избежание перегрева)
 На 2-3 сутки – закладывается кровеносная и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри. Передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели – предки птиц имели жабры, похожи на рыб)
 На 5-6 сутки приобретает птичьи черты.  
 Постепенно зародыш заполняет всю внутреннюю полость яйца. Желток постепенно расходуется, питая развивающийся зародыш. Продукты жизнедеятельности складываются прямо в яйце в особом «мусорном» мешочке, аллантоисе  
 При вылуплении птенец прорывает подскорлуповую оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать.
 При помощи яйцевого зуба – бугорка на клюве, разламывает скорлупу и выбирается из нее.
 (После просмотра видеофрагмента):
 Как вы думаете, почему известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся птенцом? (расходуется на построение скелета)
 
 
 А теперь давайте выясним, все ли птенцы рожаются одинаковыми? Слайд №11
 
 
 Где можно найти информацию для ответа на этот вопрос? (учебник, энциклопедия, справочная литература, Internet)
 Я предлагаю вам разбиться на группы: средний ряд будет группой экспертов, они будут работать с энциклопедией и справочной литературой, а крайние ряды будут работать с текстом учебника стр. 220-221.  
 Результатом вашей работы будут ответы на вопросы:
  - На какие группы делят птенцов в момент вылупления? 
- Чем отличаются эти группы? 
- Как родители заботятся о представителях каждой группы? 
- Как долго протекает процесс развития у представителей групп? Как вы думаете, влияет ли время пребывания зародыша в яйце на степень развития птенцов? 
Обсуждение вслух друг с другом не только разрешается, но и приветствуется. На работу вам 3 минуты.
 
 
  Отчет о проделанной работе Слайд №12
  
 
  Возможные дополнительные вопросы: Почему большинство гнездовых птиц откладывает меньше яиц, чем выводковые?
  
 
  Вы большие молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока.
  
 
  - Самостоятельная работа (2 минуты!) с проверкой по эталону Слайд №13 
Самостоятельная работа
 Ф.И. _____________________________________
  Выберите один правильный ответ.  
  - Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез: 
 а) яичника;  
  б) семенника;  
  в) яйцевода
  - От заражения зародыша бактериями защищает: 
 а) белок  
  б) надскорлуповая оболочка  
  в) скорлупа  
  г) подскорлуповая оболочка
  - Яйца птиц насиживаются при температуре: 
 а) 32 – 35о б) 37 – 38о в) 36 – 37о
  - Птенцы появляются на свет слепые, глухие, слабоопушенные или голые:   
 а) выводковые б) птенцовые.
  - Какие птицы относятся к выводковым? 
 а) голуби б) скворцы в) соловьи г) гуси
 
 
  
 
 Проверка Слайд №14
 Критерии оценивания: 3 правильных ответа – «3»
  4 – «4»  
  5 – «5»  
 Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 б; 4 б; 5 г.
  
 
  -  Включение в систему знаний и повторение 
Итак, ребята, что же мы узнали сегодня на уроке? Давайте подведем итог.
 Слайд с задачами. Достигли или нет? Слайд №15
 
 
 Возможные вопросы:
 Ребята, а вы знаете, как определить свежесть яйца? Слайд №16 – 17  
 Нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой. Если яйцо тонет, то оно очень свежее, если оно окажется немного под наклоном, то ему примерно неделя; если яйцо плавает вертикально, то оно явно несвежее. (Демонстрация опыта кем-то из детей)  
 Слайд №18
 В суете праздничных приготовлений случается, что вареные и сырые яйца лежат в холодильнике вместе. Решить эту задачу не составит труда. Популярный способ вычисления вареного яйца – его раскручивание. Сырое яйцо не может полноценно раскрутиться, ПОЧЕМУ? т.к. его будет тормозить жидкое содержимое. Вареное яйцо, напротив, станет вращаться долго и равномерно. А как вы думаете, можно отличить яйцо, сваренное всмятку, от яйца, сваренного вкрутую? Яйца всмятку крутятся гораздо медленнее, чем сваренные вкрутую. (Демонстрация опыта кем-то из детей)
 
 
  - Рефлексия учебной деятельности.   
В заключении нашего занятия хотелось бы узнать, каким оно было.  
 Что нового вы сегодня узнали?
 Что удивило?
 Что понравилось или не понравилось?
  Какое теперь ваше настроение?
  - Д/з § 47 Слайд №19   
 Попробуйте сравнить яйцо птицы и космический корабль по плану: проблема – решение (защита, пища, вода, воздух для дыхания, отходы: а)углекислый газ, б) продукты обмена веществ))
      | 
 Проблема | Решение | 
  | Космонавт | Эмбрион   | 
  | Защита | Метал обшивка корабля | Скорлупа яйца | 
  | Пища | Запас или доставка с Земли | Желток   | 
  | Вода | Аппарат для выработки или запас | Белок   | 
  | Воздух для дыхания | Аппарат для выработки или живые растения | Воздушная камера и поры | 
  | Отходы А) углекислый газ | Утилизация | Поры   | 
  | Б) продукты обмена веществ | Контейнеры-мусоросборники | Аллантоис   |