Важным фактом является то, что, в современном образовательном процессе прочное место занимает использование различных средств коммуникации для передачи и актуализации определенного объема знаний.
        |   КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА   |  
  |        1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ   |  
  |   1.1. Наименование педагогического опыта:   |     Организация исследовательской деятельности учащихся            |  
  |   1. 2.Автор - разработчик педагогического проекта   |    1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения   |    1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта   |    1.5. Адрес педагогического опыта.   |  
  |   Силькунова Любовь Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории   |    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский Ханты - Мансийского автономного округа - Югры   |    2006 – 2011г.г.   |    Ученики, учителя биологии, географии, химии МБОУ гимназия г. Советский, учителя биологии Советского района.   |  
  |        2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ   |  
  |   2.1.   Актуальность   педагогического опыта.  Признаки актуальности (соотнесенность с социально образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованности в практике)   |     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перед школой встала насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, а в современном обществе назрела необходимость формировать такие качества выпускников как инициативность, мобильность, инновационность, творчество, коммуникабельность и другие. Кроме этого, актуальность выбранной темы обусловлена с одной стороны, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, и неготовностью школы к решению этих проблем инновационными методами   В рамках Федерального образовательного стандарта в основе концепции образовательного процесса лежат личностно-ориентированный,  системно-деятельностный и компетентностный подходы Указанные выше подходы способны дать необходимую основу для формирования всесторонне развитого выпускника, умеющего применять знания на практике, только в комплексе: деятельность на уроках + организация внеклассных и внеурочных мероприятий + участие в интернет – конкурсах по предмету + исследовательская деятельность учащихся.    Опыт по организации исследовательской деятельности учащихся востребован как в рамках гимназии – учениками и учителями предметниками, так и на уровне районного методического объединения учителей. ( Показатели 3.1., 3.2.)    |  
  |   2.2.  Содержательная форма представления педагогического опыта   |          Программа «Организация исследовательской деятельности учащихся».   |  
  |        |     Суть моего педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся 6-11 классов в данный вид работы с учетом их мотивации, познавательного интереса, способностей.   В данном случае моя педагогическая система состоит из следующих компонентов:    Системное применение на уроках эффективных форм развития исследовательских умений учащихся с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения, приводящих к преобразованию личного опыта каждого учащегося, к сознательному повышению мотивации обучения.   Применение системы контроля и оценивания деятельности учащихся, включающих в себя поурочный, тематический, практический (при выполнении лабораторных работ), ЕГЭ, экзамен за курс основной школы - то есть поэтапный контроль. При этом обязательно используется личностно - ориентированный подход: есть возможность исправления, взаимоконтроль, посильность требований, диффиринцировано – дозированные задания.   Система урочной и внеурочной работы по преподаваемому предмету – включающая в себя факультативные курсы: «Живой организм» (11 класс), «Физиология животных, грибов, растений, лишайников» (9-10 классы), участие в работе школьного научного общества «Искатель», участие обучающихся в Интернет - биологических конкурсах: «Колосок», «Международный биологический турнир», элективные курсы «Организация исследовательской деятельности учащихся», участие в акциях «Марш парков и заповедников», «Спасти и сохранить» и других мероприятиях экологической направленности, участие в школьных, муниципальных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах.   Благодаря такому системному подходу происходит развитие познавательных, коммуникативных, надпредметных, интеллектуальных, мыслительных качеств учащихся, создается возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Если эти подходы применяются целенаправленно и в комплексе, то они не противоречат, а дополняют друг друга, то есть соответствуют общепедагогическим требованиям.   |  
  |   2.3.    Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).   |     Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, а так же использованием в преподавании педагогических «изюминок».   Новизна опыта так же проявляется в объединении возможностей исследовательских технологий с традиционными и инновационными технологиями.   Важным фактом является то, что, в современном образовательном процессе прочное место занимает использование различных средств коммуникации для передачи и актуализации определенного объема знаний.  Новизна данного проекта заключается еще и в том, что создается возможность самообразования, саморазвития, самовыражения, как ученика, так и учителя.  Особую важность представляет внутренняя новизна опыта – опыт деятельности ученика  – он становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.   |  
  |   2.4. Методологическая база педагогического опыта.  (Методологические подходы и принципы, понятийный аппарат, положенные в основу проектирования опыта).       |     Принципы педагогического опыта:  - сотрудничество – социальное партнерство не только ученика и учителя, но и работа по взаимодействию с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественных организаций.  - целостность – соединение образовательного процесса с задачами, выполняемыми при организации исследовательской деятельности.  - открытость – возможность включения в исследовательскую деятельность всех заинтересованных субъектов.   Методологические основы педагогического опыта опираются на следующие современные теории:  - развития интеллектуальных способностей учащихся ( Т.А.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, П.И.Чернцов и др.).  В своем опыте я так же применяю:   - идею активных форм и методов обучения (Г.М.Муртазин);  - идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская);  - идеи развивающего обучения ( Л.В.Занкова, В.В.Давыдова);  - технология «Дебаты» «институт «Открытое общество);  - технология исследовательской деятельности (И.С.Сергеева, Н.Ю.Пахомовой, Н.В.Матяш, Г.Б. Голуб и др).   Существуют разнообразные новые педагогические технологии, но из всего многообразия я выбрала:  * метод исследовательской деятельности;  * метод обучения в сотрудничестве.   Мой выбор не случаен;    во первых - потому что, специфика исследовательской деятельности позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач, усилить экологическую направленность образования;  во - вторых - потому, что в основе данных технологий лежит личностно-ориентированный подход к образованию учащихся, обеспечивающий не только успешное усвоение учебного материала, но и развитие таких качеств, как толерантность, самостоятельность, формирование адекватной самооценки.    Понятийно – терминологический аппарат теории исследовательской деятельности практически апробирован участниками проекта при выполнении исследований. Для учеников – исследователей и учителей кафедры естествознания созданы специальные краткие памятки: «Терминология исследовательской работы», «Защита исследования», «Как создать презентацию» и другие.       |  
  |   2.5.    Педагогическая целесообразность педагогического опыта.   (Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы).   |     Данный инновационный опыт является логическим звеном в общей системе работы гимназии и ставит своей целью разработку модели формирования и развития у учащихся гимназии навыков исследовательского труда, и интеллектуальных способностей, умений ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать все расширяющееся информационное пространство.   В основу опыта положены следующие научные идеи личностно-ориентированного и исследовательского подхода:   - необходимость соединения навыковой и интеллектуальной составляющей;  - интерпретация содержания образования по критериям результативности;  - соединение учений и знаний, относящимся к разным сферам деятельности.   Чтобы сформировать компетентного выпускника, мы применяем различные активные формы и методы обучения, технологии, направленные на получение личного опыта деятельности ученика.   Цель педагогического опыта:  1. Моделирование системы работы учителя биологии, обеспечивающей развитие навыков исследовательского труда учащихся на уроках и во внеурочное время с использованием возможностей современных образовательных технологий.  2. Практическое применение инновационных методов   и технологий обучения в качестве средства формирования общеучебных и личностных компетенций ученика.   Методические задачи опыта:  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.  2. Разработать содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития исследовательских навыков и интеллектуальных способностей в ходе образовательного процесса.  3. Разработать методы диагностики и показателей достижения результатов.  4. Спрогнозировать ожидаемы результаты.  5. Составить методические рекомендации для учащихся и учителей.  Средства педагогического опыта:  - инновационные технологии с применением интерактивного обучения и использованием информационных средств;  - социо-культурное и образовательное пространство города;  - компьютерное обеспечение;  -Интернет – ресурсы;  - нормативные документы;  - портфолио учащихся и учителей.  Методы педагогического опыта:  - метод проблемного обучения;  - работа с учебником;  - эвристический;  - групповые методы;  - семинары;  - тестирование;  - учебные дискуссии;  - создание презентаций;  - наглядный;  - экспериментальный;  - практический;  - исследовательский метод и другие.  Формы представления опыта:  - школьное научное общество «Искатель»;  - включение в общественную и образовательную среду города и района – социальное партнерство;  - изучение предметов естественного цикла;  - конкурсы «Первые шаги», « Я гражданин России», «Человек и природа», «Шаг в будущее»;  - школьная научно – практическая конференция учащихся «Познание и творчество»;  - интерактивные биологические конкурсы;  - мастер классы для учителей гимназии и района;  - защита исследовательских работ;  - сетевое взаимодействие;  - участие в конкурсе «Пединновации»;  - классные часы.   |  
  |   2. 6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.       |    Педагогический опыт направлен:  - на детей среднего и старшего школьного возраста   ( 7-11 классы), на формирование у них навыков исследовательского труда;  - на педагогов – новаторов, работающих над проблемой организации исследовательской деятельности учащихся;  - на развитее социального партнерства с общественностью, сотрудничества с родителями обучающихся;  - на реализацию принципа связи обучения с жизнью, обеспечение творческой самореализации в обществе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся   Ожидаемый результат - сформировать творческую личность, инициировать учеников к познанию МИРА, СЕБЯ и СЕБЯ в ЭТОМ МИРЕ, то есть приобрести личный опыт деятельности.   |  
  |   2.7.  Социальная направленность педагогического опыта.   |    Сектор применения – основная и старшая школа, масштаб изменений – модульный, предмет изменений – методы обучения биологии, формирование надпредметных компетенций обучающихся, в том числе и здоровьесберегающих за счет внедрения инновационных и исследовательских технологий и методов.   Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта возможна через:  - участие в создании банка разработок продуктов учебной деятельности в виде исследовательских работ;  - участие в создании сценариев уроков и мультимедийных презентаций с применением проблемно-поисковых и исследовательских методов;  - участие в создании банка разработок классных часов на основе исследований;  - участие в профессиональных конкурсах разного уровня (обмен опытом).   Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит личностно-ориентированный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта и требованиям современного общества формировать такие качества выпускников как инициативность, мобильность, инновационность, творчество, коммуникабельность и другие.        |  
  |   2.8.  Воспроизводимость педагогического опыта.   |     На основе данного проекта проводится следующая работа:  - участие в методических конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней;  - публикации;  - распространение опыта на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях; (показатели 3.2.)  - планируется обобщение собственного педагогического опыта.    Внедрение педагогического опыта облегчается наличием компьютерной информационной среды и востребованностью опыта.   Надежность опыта обеспечивается стабильно высокими показателями успеваемости и качества знаний учащихся по биологии: (средний балл ЕГЭ за 2009-2010 г. -71,2.), положительной динамикой количества победителей олимпиад и конкурсов исследовательских работ. (показатели 3.1; 3.2.)          |  
  |   2.9.    Ресурсное обеспечение педагогического опыта   |     Эффективность освоения педагогического опыта связана с требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению: наличие программ, телекоммуникационные базы информации, мультимедиа, интегрированные курсы.   Кадровые: педагоги гимназии. Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся.   Материально-технические: ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, DVD – плеер, видеоплеер, экран, Интернет – ресурсы.   Учебно-методические: обмен опытом на разных уровнях, участие в различных конкурсах, в работе семинаров по различным проблемам.   Развитие сети дополнительного образования учащихся на базе МБОУ гимназия, как элемента развития и социализации учащихся.  Развитие социального партнерства с другими учреждениями образования и организациями. Нормативные документы, специальная и справочная литература.   Мотивационные ресурсы: повышение квалификации педагогов.   |  
  |         3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПЫТА.   |  
  |    3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.   |     Результативность педагогического опыта:   1. 100% успеваемость и повышение качества знаний с 65 % в 2006-2007г. г. до 76% в 2010-2011 гг.  2. Успешная сдача ЕГЭ - средний балл за ЕГЭ по 100 бальной шкале за последние два года выше региональных значений - 2009г - 66,8; 2010 г. - 71,2.  3. Поступление выпускников в высшие учебные медицинские заведения по результатам ЕГЭ на бюджетной основе. (2009г - 4 выпускника, 2010 - 5 выпускников).  4. Высокий рейтинг образовательных достижений – призовые места учащихся в муниципальном этапе и показатели на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников:   Региональный этап Всероссийской олимпиады по биологии:  2009 г. – Гиниятова Гузель (10 кл.) – 2 место (биология).  2009 г.- Воробьев Иван (11кл) – 9 место (биология).  2010 г. – Гиниятова Гузель (11кл.) - 15 результат (биология).   2011 г. – Лесников Егор – (9 кл.) – участник олимпиады по экологии.     Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии:  2006г. - Миниахметова Алия (11кл) – третий результат (победителей и призеров не было).  2007г.- Ашихмина Наталья (9кл.) - первый результат,   Антонова Владлена (9кл) – третий результат,  Измайлов Владислав ( ученик 9 класса участвовал в олимпиаде за 10 класс, так как в гимназии не было десятых классов) – первый результат. (победителей и призеров не было).  2008г.- Тропина Ирина (10 кл.) – первое место.  Антонова Владлена (10 кл.) – второе место.  Хасанова Диана (5 кл.) – 3 место.  Чистиков Артем (6 кл) – 4 место.  2009г. Гиниятова Гузель (10кл) -1 место.  Воробьев Иван (11 кл) – 1 место.  Тропина Ирина (11кл) 2 место.  Карпешко Александр (10 кл.) - 2 место.  Чистиков Артем (7 кл) -2 место.  2010г. Нападюк Валерия (7 кл) – 2 место.  2011г. Хасанова Диана (9кл) – 3 место.  Лесников Егор (9кл) - 1 место (экология).  Рослякова Анна (10кл.) – 1 место (экология)    Рейтинг успешности учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.        Федеральный уровень.   Всероссийский конкурс «Первые шаги».  2006г. Владимиров Евгений - «Пищевые добавки и их влияние на организм» - Диплом лауреата 2 степени, ходатайство для поступления в высшее учебное заведение.  2007г. Хасанова Диана – «Лиственница символ России» - Диплом лауреата 2 степени.  2008г. Гиниятова Гузель «Анализ заболеваемости сколиозом в Советском районе» - Диплом лауреата второй степени.  2008г. Казакова Анастасия - «Донорство в Советском районе» - Диплом лауреата 2 степени.   Всероссийский конкурс «Человек и природа» -  2007г. Низаметдинова Руфина - «Детоксикация окружающей среды с помощью зеленых насаждений»- Диплом 3 степени.    2008г. Всероссийская научно-практическая конференция « Историко-культурное и природное наследие, как фактор развития территорий»- Низаметдинова Руфина – представление исследовательской работы «Детоксикация окружающей среды с помощью зеленых насаждений».       Муниципальный уровень.   Конкурс «Выпускник года».  2006 г.  «Выпускник 2006». Исследовательская работа «Пищевые добавки и их влияние на организм»- 3 место.   Конкурс исследовательских работ «Первые шаги».  2006г. Владимиров Евгений - «Пищевые добавки и их влияние на организм» - диплом участника.   2007г. Хасанова Диана – «Лиственница символ России» - 2 место  2008г. Гиниятова Гузель «Анализ заболеваемости сколиозом в Советском районе» - 2 место.  2008г. Казакова Анастасия «Донорство в Советском районе» - диплом за участие.  2007г. Лагойко Анастасия - «Растения в творчестве местного поэта В. Волковца» - диплом за участие.  2010 г. Акназарова Регина – «ГМО пища для зомби?» - 2 место.  2011г. Лагойко Анастасия - «Демографическая ситуация в Советском районе» - конкурс состоится в марте.    2011 г. Хасанова Диана «Советский район. Социальные сироты» - конкурс состоится в марте.   Инновационный педагогический опыт способствует достижению личностных результатов.   Пример мониторинга личных достижений учащихся в ходе реализации данного проекта: выпускница МОУ гимназия г. Советский, Гиниятова Гузель:  - 7 класс - участие в школьной биологической олимпиаде -2 место, 8 класс - написание реферата «Влияние витаминов на организм», 9 класс – исследование «Анализ заболеваемости сколиозом в Советском районе» - Диплом второй степени во Всероссийском конкурсе «Первые шаги», 10 класс - 1 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии, 2 место в региональном этапе всероссийской олимпиады по биологии, 11 класс – 1 место в муниципальном этапе олимпиады по биологии, 15 результат в региональном этапе всероссийской олимпиады по биологии. Результат ЕГЭ по биологии за 11 класс– 83 балла. В настоящее время Гузель – студентка 2 курса медицинской академии г. Екатеринбурга.   Таким образом, из показателей 3.1. становится очевидным, что инновационный педагогический опыт направлен на существенное обогащение образовательной ситуации в гимназии.      |  
  |   3.2. Распространение педагогического опыта.   |    Федеральный уровень.   |  
  |   2007г. Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» - Диплом 2 степени за учебно-методическую разработку «Организация исследовательской деятельности учащихся».  2008г. Всероссийская научно-практическая конференция «Историко-культурное и природное наследие как фактор развития территорий» - представление исследовательской работы.   2009г. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» - Грант Президента РФ, Почетная грамота министра образования и науки Российской Федерации, Благодарственное письмо начальника управления образования.  2011г. Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» - Диплом 2 степени за работу «Применение результатов исследовательской деятельности».   |  
  |        |    Региональный уровень   |  
  |        |    2008 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение биологического и экологического образования школьников» - представление программы элективного курса «Организация исследовательской деятельности» - Диплом за участие.  2011 г. Курсы повышения квалификации «Особенности обучения биологии по учебно-методическим комплексам» - открытое занятие.       |  
  |        |    Муниципальный уровень   |  
  |        |    2007г. Районное методическое объединение учителей биологии: мастер - класс «Пищевые добавки и их влияние на организм», «Биотехнология на примере Советского молокозавода» - Благодарность управления образования.  2007г. Семинар «Внедрение новых образовательных технологий» - обмен опытом: «Использование КИМов на уроках биологии» - Почетная грамота начальника управления образования района.  2007г. Открытые учебные занятия «Живые клетки», «Пищевые добавки и их влияние на организм» - Благодарность начальника управления образования  2007 г. Заочный районный конкурс «Урок года» - Диплом за участие.  2008 г. Районное методическое объединение - «Применение современного учебного оборудования в преподавании естественнонаучных предметов» - из опыта работы.  2008 г. «День предметника» - «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ» - выступление  2008 г. Представление программы элективного курса в рамках конкурса вариативных программ, проводимого Муниципальной общеобразовательной сетью предпрофильной и профильной подготовки и сетевого взаимодействия учащихся, с целью расширения контингента участников – программа прошла экспертизу, рекомендована для применения.  2009 г. РМО учителей - биологов «Организация и проведение лабораторных работ» - из опыта работы.  2009 г. Районный семинар- «Организация исследовательской деятельности учащихся» - выступление.  2010 г. День предметника – « Из опыта работы по применению результатов исследовательской деятельности учащихся» - выступление.  2010 г. Участие в фестивале «Дистанционная волна» - представление методической разработки «Применение результатов исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время» - Диплом управления образования.   2011 г. Представление программы «Организация исследовательской деятельности» для формирования районного банка данных по работе с одаренными детьми.      |  
  |   3.3.    Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта   |     Показателем стабильности педагогической эффективности заявленного опыта могут служить:  1 Повышение качества знаний учащимися.  2. Успешная сдача ЕГЭ - средний балл за ЕГЭ по 100 бальной шкале за последние два года выше региональных значений - 2009г - 66,8; 2010 г. - 71,2.  3. Поступление выпускников в высшие учебные медицинские заведения по результатам ЕГЭ на бюджетной основе. (2009г - 4 выпускника, 2010 - 5 выпускников).  4. Высокий рейтинг образовательных достижений – призовые места учащихся в муниципальном этапе и показатели на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.  5. Формирование исследовательских знаний учащихся.  6. Банк исследовательских работ учащихся и применение результатов исследований педагогами гимназии.  7. Повышение мотивации обучения.   8. Методические рекомендации для учителей.  9 . 100% успеваемость и повышение качества знаний с 65 % в 2006-2007г. г. до 76% в 2010-2011 гг.   |  
  |   3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта   |     Реализация проекта «Организация исследовательской деятельности» мной началась в 2006 году с изучения потребностей учащихся, изучения теоретических основ проблемы, разработки модели. С этого времени я ежегодно провожу данный индивидуально-групповой элективный курс, рассчитанный на детей 6- 11 классов. В состав группы ежегодно входят от 9 до 12 учеников разного возраста. Занятия проходят как в групповой форме, так и в форме индивидуальных консультаций. Группы мобильны, то есть ребята могут в любой момент включиться в работу, или, если пропал интерес, выйти из состава группы. Особая трудность - выбор темы исследования, социально значимой и актуальной как для общества, так и для ученика – исследователя.    В осуществлении педагогического опыта принимают участие не только учащиеся. Опыт неоднократно представлялся на школьном и муниципальном уровнях (показатель3.2.). Некоторые педагоги-новаторы гимназии мой опыт по организации исследовательской деятельности взяли на вооружение, творчески адаптировав к своему предмету.    Я считаю, что реализация данного проекта позволяет осуществлять инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса.               |  
  |   3.5. Публикация педагогического опыта.   |    Публикации педагогического опыта в печати.   Силькунова Л.Н. «Применение тестового контроля знаний на уроках биологии» - альманах информационно-методического центра Управления образования, 2007 г; стр. 65-97.   Силькунова Л.Н. Методическая разработка «Тестовый контроль знаний на уроках биологии» - сборник МОУ г. гимназии «Педагогические инновации», 2007 г; стр.63-66.   Силькунова Л.Н. Разработка урока по общей биологии «Биотехнологические процессы на примере МУП Советский молокозавод» - сборник МОУ гимназии «Педагогические инновации», 2007г; стр.96-98.   Силькунова Л.Н. Разработка урока «Пищевые продукты и питательные вещества»- сборник МОУ гимназии «Педагогические инновации»- 2007г; стр.85-91.   Силькунова Л.Н. Методическая разработка «Использование результатов исследовательских работ учащихся на уроках и во внеурочное время» - сборник ИМЦ Управления образования «Дистанционная волна» - 2011г; стр.7-9.           |  
  |   Подпись автора педагогического опыта Силькунова Л.Н.               |