kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Пчеловодство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «ПЧЕЛОВОДСТВО" для 9 класса.

Пояснительная записка.

Пчеловодство на Руси существует уже не века – тысячелетия. И сохранился этот древний промысел потому, что во все времена им занимались люди самые выносливые, бесстрашные, оптимистичные и сильные духом. Пчеловодство - одно из самых полезных и увлекательных занятий для любителей естествознания.

Данная программа рассчитана на мотивацию  подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

 Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно

развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку.

 Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут

водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример для детей.

Дети, умеющие ухаживать за пчелами, хорошо учатся, дисциплинированны, трудолюбивы.

        Уход за пчелами — это активный отдых. Он  способствует улучшению здоровья, помогает  укрепить организм, повышает  работоспособность.

            Введение данного курса по выбору предполагает наряду с профессиональной ориентацией учащихся и практическую значимость для занятий в личном приусадебном участке.

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного образования по пчеловодству, которое  при желании может быть продолжено в специальных учебных заведениях.

 Цель курса - ознакомить учащихся с основными навыками и приемами ухода за

пчелами, дать представление о пользе разведения пчел и пользе пчеловодческой продукции.

 Задачи:

- Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- Прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

          После изучения курса учащиеся должны:

  • определиться в выборе профессии;
  • знать значение пчел в приусадебном хозяйстве;
  • быть осведомленными о некоторых способах применения пчелопродукции в лечебных целях;
  • иметь представление об особенностях ухода за пчелиными семьями в разное время года;

Курс рассчитан на 33 часа. Состоит из теоретических занятий, лабораторных  работ, экскурсии, защиты рефератов.

Контроль знаний рекомендуется проводить в качестве защиты реферата, критерии оценки—зачтено/не зачтено.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Пчелы и их значение  —   2 часа.

        Краткая история пчеловодства. Пчелы-опылители сельскохозяйственных культур. Понятие об апипродукции. Мед. Пчелиный яд. Маточное молочко. Пчелиный воск. Цветочная пыльца и перга. Прополис. Значение апипродукции в лечебной и профилактической деятельности. Экономика пчеловодства.

 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

Особенности строения пчелы. Семья медоносных пчел. Матка. Рабочие пчелы. Трутни. Гнездо пчелиной семьи. Особенности поведения пчел. Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Породы пчел: среднерусские лесные, серые кавказские, украинские.

 Лабораторная работа №1 -  Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

Лабораторная работа №2 – Строение рабочей пчелы

         3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

Общие требования к размещению пасеки. Правила выбора места пасеки. Расстановка ульев. Приобретение пчел.

Помещения для пчел. Виды и устройство ульев. Двухкорпусные, многокорпусные улья. Лежак.

Зимовники. Сотохранилища. Инвентарь пчеловода.  Дымарь. Стамеска. Пчеловодный нож. Лицевая сетка. Маточная клеточка. Воскотопка. Воскопресс. Роевня. Медогонка.

Лабораторная работа №3. Устройство двухкорпусного улья.

4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

Календарь работ пчеловода.

4.1. Весенние работы.

 Выставка пчел. Корма: побудительная подкормка, молочно-сахарная подкормка, медово-перговая подкормка, канди, белковые корма, вода. Кормление пчел. Исправление неблагополучных семей. Главная весенняя ревизия. Техника осмотра пчелиных семей. Чистка и дезинфекция ульев.

 Пчелиное воровство на пасеке. Размножение пчел:  естественное роение, размножение искусственным путем.

Отстройка сотов и получение воска. Наращивание рамок искусственной вощиной. Расширение гнезд и усиление расплода. Смена гнезд. Применение строительных рамок. Переработка воскового сырья.

4.2Период медосбора.  Отбор меда. Сорта меда. Анализ меда.

     4.3Осенний период. Главная осенняя ревизия. Зимовка пчел.      Виды           зимовки. Корма пчел и их размещение в гнезде. Зимовники. Уход в зимовниках.

Лабораторная работа №4  - Наващивание рамок вощиной.

Лабораторная работа №5. Определение качества меда.

5. Растения-медоносы – 3 часа

 Весенний период. Горчица, сурепка, лещина, ольха, рапс, черемуха, яблоня, вишня.

Летний период. Василек, каштан, липа, подсолнечник, донник, клевер, гречиха.

 Осенний период. Кульбаба, золотарник, иссоп.

Лабораторная работа №6. Определение растений-медоносов.

6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

Насекомые-паразиты и хищники пчел: восковая моль, клещи, муравьи, осы, шершни, полевки.

Инфекционные болезни: гнилец, аспергиллез, аскосфероз.

Инвазионные болезни: нозематоз, варроатоз, акарапидоз, браулез.

Аптечка для пасеки.

7.Применение продуктов пчеловодства.  Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

  8.Экскурсия на пасеку  —  2 часа.

          Весенняя ревизия пчел.

       9.Итоговое занятие  —   2 часа.

          Защита рефератов.

Примерные темы для рефератов.

  1. Особенности строения пчел.
  2. Пчелиная семья – это фантастика.
  3. Как "разговаривают" пчелы.
  4. Сорта меда
  5. Целебные свойства пчелиного меда
  6. Пчеловодство в условиях рыночной экономики.
  7. Биология пчелиной семьи.
  8. Зима — ответственный период пчеловода.
  9. Пчелы тоже болеют.
  10. Пчелы — незаменимые помощники растениеводов.
  11. Весна, лето, осень пчеловода.
  12. Определение качества меда.
  13. Апипродукция — это не БАДы.

Литература:

1.Краткая энциклопедия пчеловода. Ростов н/Д. Изд-во «Проф-Пресс», 2000.- 608 с.

2. Суворин. А.В. Практическое пчеловодство. Рекомендации, консультации, опыт. (Серия «Библиотечка пчеловода») – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.

3.Комаров А.А. Пчеловодство (учебно-справочная книга). Тула: «Ритм», 1992. -  224 с.

4. Пчеловодство: Об опыте известных пчеловодов мира. По материалам зарубежной печати/ Сост. И перевод с польского Н.В. Покислюк – 3-е изд.-Мн.: «Соврем. слово», 2004. – 272 с.

5. Кокорев Николай, Чернов Борис. Сотовое хозяйство./М.:ТИД Континент-Пресс, Континенталь-Книга, 2006. – 64 с. – («Мир пчеловода»)

6. Котова Г.Н., Лысов И.Д., Королев В.П. 500 вопросов и ответов по пчеловодству. М.: «Прометей», 1992, 128 с.

7.Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.

8.Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.

9.Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.

11.Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

12.Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.

13.Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.

14.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

15.Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.

Интернет-сайты по пчеловодству.

1.Пчелы, цветы и здоровье. Авторский сайт

Лечение продуктами пчеловодства.  http://www.bestbees.ru/.

2. Пчеландия

Самый большой и популярный сайт о пчеловодстве. http://www.beeland.ru/

3. Пчеловодство и пчелы

Сайт о пчелах и пчеловодстве, биология медоносных пчел, разведения и содержание пчел, продукты пчеловодства, болезни пчел. http://apicultura.kirov.ru/

4. Журнал «Пчеловодство». http://beekeeping.newhost.ru/

5. Пчеловодные музеи мира

Местоположение, часы и режим работы, впечатления посетителей. http://www.beemuseum.narod.ru/

6. Медовый: все о меде и пчеловодстве. http://www.medoviy.ru/

Тематическое планирование элективного курса «Пчеловодство».

№ урока

Тема урока

Тема1. Пчелы и их значение  —   2 часа.

1

Введение. Цели и задачи курса. История пчеловодства.

2

Продукция пчеловодства. Её использование.

Тема 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

3

Состав пчелиной семьи. Л/р.№1. Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

4

Рабочая пчела. Л/р.№2. Строение пчелы

5

Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Поведение пчел.

6

Породы пчел.

Тема 3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

7

Организация пасеки. Выбор места.

8

Ульи. Их виды. Л/р. №3. Устройство двухкорпусного улья.

9

 Инвентарь пчеловода

10

Приобретение пчел.

Тема 4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

11

Календарь работы пчеловода. Техника осмотра пчелиной семьи.

12

Весенний период в жизни пчел. Их кормление. Виды кормов.

13

Главная весенняя ревизия. Чистка ульев.

14

Исправление неблагополучных семей.

15

Размножение пчел.

16

Отстройка сотов. Л/Р. №4. Наващивание рамок.

17

Подготовка к медосбору.

18

Медосбор. Отбор меда. Сорта меда. Л/Р. №5. Определение качества меда

19

Главная осенняя ревизия.

20

Зимовка пчел. Уход в зимовниках

Тема 5. Растения-медоносы – 3 часа

21

Важнейшие весенние растения-медоносы.

22

Важнейшие летние и осенние растения-медоносы.

23

Л/р.№6 Определение растений-медоносов.

Тема 6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

24

Насекомые – паразиты пчел. Хищники пчел.

25

Инфекционные болезни.

26

Инвазионные болезни.

27

Лечение пчел. Аптечка для пасеки.

Тема 7.Применение продуктов пчеловодства.  Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

28-29

Лечение продуктами пчеловодства

30-31

Экскурсия. Весна в жизни пчел.

32-33

Зачет по курсу. Защита рефератов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Пчеловодство"»


МОУ – Богдановская средняя общеобразовательная школа.

















Программа

элективного курса

«ПЧЕЛОВОДСТВО»

для 9 класса.







Составила учитель биологии

Бухарина И.В.



















2009 год.





Пояснительная записка.

Пчеловодство на Руси существует уже не века – тысячелетия. И сохранился этот древний промысел потому, что во все времена им занимались люди самые выносливые, бесстрашные, оптимистичные и сильные духом. Пчеловодство - одно из самых полезных и увлекательных занятий для любителей естествознания.

Данная программа рассчитана на мотивацию подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно

развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку.

Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут

водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример для детей.

Дети, умеющие ухаживать за пчелами, хорошо учатся, дисциплинированны, трудолюбивы.

Уход за пчелами — это активный отдых. Он способствует улучшению здоровья, помогает укрепить организм, повышает работоспособность.

Введение данного курса по выбору предполагает наряду с профессиональной ориентацией учащихся и практическую значимость для занятий в личном приусадебном участке.

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного образования по пчеловодству, которое при желании может быть продолжено в специальных учебных заведениях.

Цель курса - ознакомить учащихся с основными навыками и приемами ухода за

пчелами , дать представление о пользе разведения пчел и пользе пчеловодческой продукции.

Задачи:

- Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- Прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

После изучения курса учащиеся должны:

  • определиться в выборе профессии;

  • знать значение пчел в приусадебном хозяйстве;

  • быть осведомленными о некоторых способах применения пчелопродукции в лечебных целях;

  • иметь представление об особенностях ухода за пчелиными семьями в разное время года;

Курс рассчитан на 33 часа. Состоит из теоретических занятий, лабораторных работ, экскурсии, защиты рефератов.

Контроль знаний рекомендуется проводить в качестве защиты реферата, критерии оценки—зачтено/не зачтено.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


1.Пчелы и их значение — 2 часа.

Краткая история пчеловодства. Пчелы-опылители сельскохозяйственных культур. Понятие об апипродукции. Мед. Пчелиный яд. Маточное молочко. Пчелиный воск. Цветочная пыльца и перга. Прополис. Значение апипродукции в лечебной и профилактической деятельности. Экономика пчеловодства.

2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

Особенности строения пчелы. Семья медоносных пчел. Матка. Рабочие пчелы. Трутни. Гнездо пчелиной семьи. Особенности поведения пчел. Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Породы пчел: среднерусские лесные, серые кавказские, украинские.

Лабораторная работа №1 - Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

Лабораторная работа №2 – Строение рабочей пчелы

3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

Общие требования к размещению пасеки. Правила выбора места пасеки. Расстановка ульев. Приобретение пчел.

Помещения для пчел. Виды и устройство ульев. Двухкорпусные, многокорпусные улья. Лежак.

Зимовники. Сотохранилища. Инвентарь пчеловода. Дымарь. Стамеска. Пчеловодный нож. Лицевая сетка. Маточная клеточка. Воскотопка. Воскопресс. Роевня. Медогонка.

Лабораторная работа №3. Устройство двухкорпусного улья.

4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

Календарь работ пчеловода.

4.1. Весенние работы.

Выставка пчел. Корма: побудительная подкормка, молочно-сахарная подкормка, медово-перговая подкормка, канди, белковые корма, вода. Кормление пчел. Исправление неблагополучных семей. Главная весенняя ревизия. Техника осмотра пчелиных семей. Чистка и дезинфекция ульев.

Пчелиное воровство на пасеке. Размножение пчел: естественное роение, размножение искусственным путем.

Отстройка сотов и получение воска. Наращивание рамок искусственной вощиной. Расширение гнезд и усиление расплода. Смена гнезд. Применение строительных рамок. Переработка воскового сырья.

4.2Период медосбора. Отбор меда. Сорта меда. Анализ меда.

4.3Осенний период. Главная осенняя ревизия. Зимовка пчел. Виды зимовки. Корма пчел и их размещение в гнезде. Зимовники. Уход в зимовниках.

Лабораторная работа №4 - Наващивание рамок вощиной.

Лабораторная работа №5 . Определение качества меда.


5. Растения-медоносы – 3 часа

Весенний период. Горчица, сурепка, лещина, ольха, рапс, черемуха, яблоня, вишня.

Летний период. Василек, каштан, липа, подсолнечник, донник, клевер, гречиха.

Осенний период. Кульбаба, золотарник, иссоп.

Лабораторная работа №6. Определение растений-медоносов.

6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

Насекомые-паразиты и хищники пчел: восковая моль, клещи, муравьи, осы, шершни, полевки.

Инфекционные болезни: гнилец, аспергиллез, аскосфероз.

Инвазионные болезни: нозематоз, варроатоз, акарапидоз, браулез.

Аптечка для пасеки.




7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

8.Экскурсия на пасеку — 2 часа.

Весенняя ревизия пчел.

9.Итоговое занятие — 2 часа.

Защита рефератов.


Примерные темы для рефератов.


  1. Особенности строения пчел.

  2. Пчелиная семья – это фантастика.

  3. Как "разговаривают" пчелы.

  4. Сорта меда

  5. Целебные свойства пчелиного меда

  6. Пчеловодство в условиях рыночной экономики.

  7. Биология пчелиной семьи.

  8. Зима — ответственный период пчеловода.

  9. Пчелы тоже болеют.

  10. Пчелы — незаменимые помощники растениеводов.

  11. Весна, лето, осень пчеловода.

  12. Определение качества меда.

  13. Апипродукция — это не БАДы.



































Литература:

1.Краткая энциклопедия пчеловода. Ростов н/Д. Изд-во «Проф-Пресс», 2000.- 608 с.

2. Суворин. А.В. Практическое пчеловодство. Рекомендации, консультации, опыт. (Серия «Библиотечка пчеловода») – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.

3.Комаров А.А. Пчеловодство (учебно-справочная книга). Тула: «Ритм», 1992. - 224 с.

4. Пчеловодство: Об опыте известных пчеловодов мира. По материалам зарубежной печати/ Сост. И перевод с польского Н.В. Покислюк – 3-е изд.-Мн.: «Соврем. слово», 2004. – 272 с.

5. Кокорев Николай, Чернов Борис. Сотовое хозяйство./М.:ТИД Континент-Пресс, Континенталь-Книга, 2006. – 64 с. – («Мир пчеловода»)

6. Котова Г.Н., Лысов И.Д., Королев В.П. 500 вопросов и ответов по пчеловодству. М.: «Прометей», 1992, 128 с.

7.Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.

8.Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.

9.Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.

11.Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

12.Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.

13.Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.

14.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

15.Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.


Интернет-сайты по пчеловодству.


1.Пчелы, цветы и здоровье. Авторский сайт

Лечение продуктами пчеловодства. http://www.bestbees.ru/.

2. Пчеландия

Самый большой и популярный сайт о пчеловодстве. http://www.beeland.ru/

3. Пчеловодство и пчелы

Сайт о пчелах и пчеловодстве, биология медоносных пчел, разведения и содержание пчел, продукты пчеловодства, болезни пчел. http://apicultura.kirov.ru/

4. Журнал «Пчеловодство». http://beekeeping.newhost.ru/

5. Пчеловодные музеи мира

Местоположение, часы и режим работы, впечатления посетителей. http://www.beemuseum.narod.ru/

6. Медовый: все о меде и пчеловодстве. http://www.medoviy.ru/














Тематическое планирование элективного курса «Пчеловодство».

№ урока

Тема урока


Тема1. Пчелы и их значение — 2 часа.


1

Введение. Цели и задачи курса. История пчеловодства.

2

Продукция пчеловодства. Её использование.

Тема 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.


3

Состав пчелиной семьи. Л/р.№1. Определение матки, трутня, рабочей пчелы.


4

Рабочая пчела. Л/р.№2. Строение пчелы

5

Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Поведение пчел.

6

Породы пчел.

Тема 3 .Как стать пчеловодом – 4 часа.


7

Организация пасеки. Выбор места.

8

Ульи. Их виды. Л/р. №3. Устройство двухкорпусного улья.

9

Инвентарь пчеловода

10

Приобретение пчел.


Тема 4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.


11

Календарь работы пчеловода. Техника осмотра пчелиной семьи.

12

Весенний период в жизни пчел. Их кормление. Виды кормов.

13

Главная весенняя ревизия. Чистка ульев.

14

Исправление неблагополучных семей.

15

Размножение пчел.

16

Отстройка сотов. Л/Р. №4. Наващивание рамок.

17

Подготовка к медосбору.

18

Медосбор. Отбор меда. Сорта меда. Л/Р. №5. Определение качества меда

19

Главная осенняя ревизия.

20

Зимовка пчел. Уход в зимовниках

Тема 5. Растения-медоносы – 3 часа


21

Важнейшие весенние растения-медоносы.

22

Важнейшие летние и осенние растения-медоносы.

23

Л/р.№6 Определение растений-медоносов.



Тема 6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.


24

Насекомые – паразиты пчел. Хищники пчел.

25

Инфекционные болезни.

26

Инвазионные болезни.

27

Лечение пчел. Аптечка для пасеки.

Тема 7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа


28-29

Лечение продуктами пчеловодства

30-31

Экскурсия. Весна в жизни пчел.

32-33

Зачет по курсу. Защита рефератов.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Пчеловодство"

Автор: Бухарина Ирина Валерьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План-конспект по элективному курсу «География Российского порубежья» в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-po-eliektivnomu-kursu-gieoghrafiia-rossiiskogho-porubiezh-ia-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144219"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418667764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства