Тема «Транспортные системы организма»
  Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о лимфатической системе. 
  Задачи:
  -  Образовательная: организовать изучение и закрепление знаний об особенностях строения и функционирования органов кровообращения. Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению предмета и профессиональному выбору, формированию социально-значимых ключевых компетенций. 
-  Развивающая: развивать навыки выполнения индивидуальных заданий, навыки самостоятельной работы с заданиями, литературой. Научить выбирать главное, обобщать, делать выводы, правильно оформлять работы, ставить цели и анализировать степень достижения этих целей. Развивать творческие способности учащихся. 
-  Воспитательная: Формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся. Актуализировать знания о важности сбережения здоровья человека. 
 Основные понятия: кровообращение, артерии, вены, капилляры, лимфатическая система, лимфатические узлы и протоки, кармановидные клапаны.
  Тип урока – изучение нового материала.
  Ход занятия:
  -  Организационный момент 
-  Проверка дом.задания (на слайде)+ фронтальный опрос 
 -  Что называется внутренней средой организма? 
-  Что представляет собой кровь? ( Кровь - это жидкая соединительная ткань, красного цвета, вязкая по консистенции, в состав которой входит плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты). 
-  Какие функции выполняет кровь?( Транспортную, защитную, теплорегуляторную, гуморальную). 
-  Что представляет собой лимфа?( Лимфа - это жидкая соединительная ткань, состоящая из воды, белков и солей, образующейся из тканевой жидкости , переходящей в лимфатические капилляры). 
-  Чем отличается лимфа от крови? (По составу, в лимфе нет эритроцитов, тромбоцитов, кол-во белков ниже, большое кол-во лимфоцитов). 
 -  Актуализация знаний 
 Клетки человека, как и клетки любого организма, нуждаются в поступлении из внешней среды питательных веществ и кислорода и удалении ненужных веществ. Но клетки многоклеточного организма, к которым относится и человек в том числе, удалены от внешней среды, и только клетки кожи и слизистых контактируют с ней. 
  Вопрос: Так как же человек, как многоклеточный организм, может получить необходимые ему вещества и удалить ненужные? 
  Ответ уч-ся: Нужны системы доставки. 
  Учитель: Правильно, также как, например, в городе существует системы различных коммуникаций, так и в человеческом организме есть специализированные системы доставки. 
  Вопрос: Какие? 
  Учащиеся вспоминают, что такие системы – кровеносная и дыхательная системы. 
  Эти системы занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Кровообращение и лимфатическая система занимается транспортом веществ в организме. 
  -  Постановка целей и задач урока. 
 Давайте попробуем сформулировать тему урока, поставить цели нашего урока:
  -  познакомиться с понятиями «кровообращение» и «лимфообращение», 
-  выяснить, как изменялась кровеносная система в типе Хордовые, 
-  изучить строение органов кровеносной и лимфатической систем в связи с их функцией, 
 Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то:
  как изменялось строение кровеносной системы в ряду позвоночных животных: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие, используя знания полученные при изучении раздела «Животные» и иллюстраций «Схемы кровообращения позвоночных животных».
  Предполагаемый ответ: появление малого (легочного круга) кровообращения в связи с выходом животных на сушу, у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – совершенствование кровеносной системы за счет преобразования сердца и магистральных сосудов при разделении потоков венозной и артериальной крови.
  В чем принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?
  Вывод: эволюция позвоночных привела к совершенствованию механизма движения крови по сосудам; разделению артериального и венозного кровотоков, улучшению снабжения органов и тканей кислородом.
  -  Изучение нового материала 
 1. Каждая клетка нашего организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются через кровь, которая циркулирует в кровеносной системе. Поэтому главной транспортной системой в организме человека является кровеносная система. К транспортным системам также относятся лимфатическая и дыхательная системы. 
  2. Кровь в нашем организме движется строго в определенном направлении по замкнутой системе сосудов, также как и у всех позвоночных животных (в том числе и у млекопитающих). Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Оно является важнейшим условием для жизнедеятельности организма и зависит от работы сердца, которое служит основным двигателем крови.
  Попробуйте сформулировать понятие «Кровообращение»
  «Кровообращение» - непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов, за счет нагнетания крови в них сердцем.
  Перечислите органы кровеносной системы. (Сердце и кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры)  
  Факт статистики: Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущими среди причин заболеваемости, инвалидизации и смертности как в нашей стране, так и за рубежом. Одним из наиболее распространенных заболеваний является хроническая сердечная недостаточность. Основным проявлением сердечной недостаточности является уменьшение доставки крови к органам и тканям, а следовательно, кислорода и питательных веществ. Также нарушается отток крови из тканей, что приводит к накоплению токсичных веществ, застойным явлениям.
  В последние годы наблюдается возрастание частоты встречаемости хронической сердечной недостаточности. Так, в начале 2000 г. в мире регистрировалось в среднем 2–2,5% пациентов с хронической сердечной недостаточностью среди всех больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, однако прогноз предполагает увеличение их доли до 9–10% к 2025 г..
  -  1. Самостоятельная работа с учебником и презентацией у учителя 
 Цель: выяснить особенности строения кровеносной системы в связи с выполняемыми ими функциями.
  Прочитать (учебник, с 132-133, § 20) «Строение и функции кровеносных сосудов».
  1. Ответьте на вопросы:
  ? какие кровеносные сосуды вы знаете?
  ? чем отличаются артерии и вены по строению? (рисунок 62)
  ? в чем особенности строения капилляров, для каких процессов это имеет значение?
  Выполните задания.
  Проверка задания.
      | Сосуды | Строение стенки сосуда | Функции сосуда | 
  | Артерии | Много мышечных клеток, эластичны, способны выдержать давление крови | Кровь течет от сердца | 
  | Вены | Содержат мало мышечных и эластических элементов, менее упруги, но более растяжимы | Кровь течет к сердцу | 
  | Капилляры | Один слой плоских клеток, в мембране имеются многочисленные мельчайшие отверстия | Происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между кровью и тканями | 
 
  
 
  «Лимфатическая система»
  Цель: выяснить особенности строения и значения второй транспортной системы человека.
  Прочитать статью «Лимфатическая система» на странице 131-132.
  Рассмотрите рисунок 61 учебника на стр. 131, найдите лимфатические узлы. Ответьте на вопросы:
  ? Какая основная функция лимфатической системы?
  ? Каким образом обеспечивается движение лимфы?
  -  Закрепление изученного материала. 
 Выполните тест (на слайде)
  Ответы на тестовые вопросы: 
  1) Г; 2) Б; 3) В; 4) Г; 5) А.? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
  7. Домашнее задание. Итоги урока.