| Предмет | биология | класс | 5 | 
  | Тема урока | Урок №1-Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. | 
  | Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | 
  | Цели | Сформировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить учащихся с учебником: авторами, условными обозначениями, структурой; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология»  | 
  | Планируемые образовательные результаты | 
  | Предметные | Метапредметные | Личностные | 
  | (объем освоения и уровень владения компетенциями):   получат возможность научиться:   работать с учебником; организовывать рабочее место; узнают, что такое методы изучения природы. 
 | (компоненты культурно-компетентностного опыта или приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;   слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;   умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.  
 | имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. 
 | 
  | Основные понятия, изучаемые на уроке | Природа, методы изучения природы (опыт, наблюдение, описание, измерение) | 
  | Организационная структура урока | 
  | № этапа |  Этап урока, время | УУД | Деятельность |  Демонстрационный, лабораторный эксперимент (или виртуальный) | Элементы технологий, техники | 
  | учителя | учащихся | 
  | 1 | Мотивация 
 |  Личностные,  регулятивные, познавательные,  коммуникативные.  
  
 
 |  Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово.
  *Учитель читает стихотворение (показ слайдов презентации) Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету,   Ведь другой на свете нет! – Здравствуйте, ребята.  – С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?  – Какие знания и умения приобретём?    – Какие открытия сделаем? (Ответы детей.) - Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что, изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. (Беседа по вопросам, с использованием слайдов презентации) Что изучает природа? (Ответы детей)Что изучает биология? (Ответы детей)
 |  Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.  Коммуникативные:  работают в парах;  обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;  слушают, принимают участие в диалоге с учителем.  Познавательные: слушают учителя.   Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | 
 |  Технологии УУД:  технология учебных ситуаций   
 | 
  | 2 | Актуализация субъективного опыта 
 |  
  
  
  
  
 
 
 |  – Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили! 
 |  Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».  Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание    в устной и письменной форме    о новых понятиях;  умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
  Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.  
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала |  
  
  
  
  
  
  
 
 |  – Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)  – А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?.. опыт от описания? …опыт от измерения?  (Ответы детей)  – Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.  – Итак, кто как думает?  (Учитель подводит итог выводам детей).  – А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.  (учащиеся изучают иллюстрации и текст учебника, записывают ответы в рабочую тетрадь).  – Используя информацию и иллюстрацию учебника, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов. Запишите по одному    примеру.    (Обучающиеся изучают текст и иллюстрации к учебнику, записывают ответы в рабочую тетрадь);  *Проводит физкультминутку.  В ясный солнечный денек (закрыть глаза)  Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).  Рассмотреть большой пенек (развести руками),  Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).  Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),    Опыт с ними проведем:  Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)? Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть). |  Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».  Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание    в устной и письменной форме о новых понятиях;  умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Первичная проверка понимания |  
  
  
  
  
 
 |  *Беседа по вопросам. (Использование слайдов презентации)  – Ребята, представьте, что вы ставите опыт или наблюдаете за явлением в природе. По какому плану вы будете работать? Составьте его основные пункты. (Беседа с учащимися). Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.  -Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?  (Ответы детей) 
 |  Регулятивные: ориентируются    в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи  других участников образовательного процесса.  Личностные:  понимают значение знаний о природе и умений исследовательской деятельности.  Коммуникативные:  работают в парах;  обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;  слушают, принимают участие в диалоге с учителем.  Познавательные: слушают учителя.   
 |   
 |  
  
  
 
 | 
  | 5 | Первичное закрепление |  
  
  
  
  
  
 
 
 |  *Ознакомление с лабораторным оборудованием  (использование слайдов презентации).  -Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование (учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.   - К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации). *Я и природа родного края (демонстрация слайдов презентации) - Какие животные охраняются в Белгородской области? (Ответы детей) - Какие растения охраняются в Белгородской области? (Ответы детей) - Какие методы изучения растений и животных использует человек? (Беседа с учащимися) 
 |  Регулятивные: ориентируются    в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи  других участников образовательного процесса.  Личностные:  понимают значение знаний о природе.  Коммуникативные:  работают в парах;  обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;  слушают, принимают участие в диалоге с учителем.  Познавательные: слушают учителя.   
 |  *Ознакомление с лабораторным оборудованием  штатив, стакан, спиртовка, пробирки, плоскодонные и круглодонные колбы.   
 |  
  
  
 
 | 
  | 6 | Анализ | 
 |  Обобщение полученных на уроке сведений. -А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать: 1.Лесом катится клубок,    У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж) 2.Посмотрите-ка, какая? –   Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой,  Хвост пушистый и большой.  (Лиса).  (При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных).  - А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь, и оцените правильность ответа.  (Обучающиеся готовят описание устно и оценивают правильность ответа - работа проводится в группах или парах).  
 *Домашнее задание (демонстрация слайдов презентации): 1.Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете эксперимент по растворению соли или сахара в воде. Сделайте выводы о растворимости этих веществ.   2.Выполните творческое задание. Составьте загадку о природе! |  Регулятивные: ориентируются    в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи  других участников образовательного процесса.  Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.  Коммуникативные:  работают в парах;  обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;  слушают, принимают участие в диалоге с учителем.  Познавательные: слушают учителя.   
 | 
 |  
  
 
 | 
  |  7  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | Рефлексия |  
 
 | Заключительная беседа.  – Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?  – Какие открытия сделали?    – Какие методы позволяют нам изучать природу?  - Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек? – С каким настроением вы уходите с урока? |  Познавательные:  ориентируются    в своей системе знаний – отличают новое, от уже известного.  Личностные: проявляют интерес    к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. | 
 |  
  
 
 |