 
 ГБС (К)ОУ общеобразовательная  школа-интернат №1 VIII вида 
Проект исследовательской деятельности 
по биологии в 6 «А» классе на тему: 
«Воздух вокруг нас». 
Составитель и руководитель 
проекта: учитель биологии 
Даценко Галина Борисовна 
     
Атмосфера Земли – это воздушная оболочка 
     
15.01.2010 
«Воздух – это волшебник, который способен совершать чудеса» 
 
Актуальность проекта :  
Я часто задумывалась: почему только на нашей планете есть жизнь? Мне захотелось проникнуть в тайны одного из удивительных понятий – воздух. Этот вопрос волнует не только меня, но и моих учеников, поэтому я решила подробнее заняться этой проблемой. 
 
     
Цель проекта: 
 1. раскрыть понятие «воздух», его свойства: 
15.01.2010 
-  прозрачен; 
-  невидим; 
-  сжимаем; 
-  упруг; 
-  не имеет запаха. 
2. роль воздуха в жизни человека, животных и растений. 
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта: 
-  Как можно увидеть воздух? 
-  Что такое воздух? 
-  Свойства воздуха; 
-  Зачем нужен воздух людям, животным, растениям? 
 
 
     
 Задачи проекта : 
 
1.Познакомить обучающихся со свойствами воздуха, посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 
2.Расширить и систематизировать знания обучающихся 
о физических свойствах воздуха. 
 3.Рассказать о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов. 
4.Развивать познавательную активность, творчество. 
5.Развивать навыки коммуникации, сотрудничества, 
через вовлечение детей в различные виды проектной деятельности. 
 
, 
 
 
 
15.01.2010 
     
15.01.2010 
 Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. Для детей с ОВЗ это очень актуально. 
«То что ребёнок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством,-утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский,-завтра он способен выполнить самостоятельно….» 
     
15.01.2010 
В ходе реализации проекта были проведены мероприятия: 
1. Открытые уроки: 
- «Свойства воздуха»; 
- «Теплый воздух легче холодного»; 
- «Состав воздуха». 
2. Организована работа родителей по выполнению заданий по теме «Свойства воздуха». 
3. Создана картотека опытно-экспериментальной деятельности. 
4. Проведен мониторинг ЗУН обучающихся по биологии в классе по теме: «Свойства воздуха». 
 
     
15.01.2010 
Картотека опытно-экспериментальной деятельности 
     
 
 
Опыт № 1 
«Мы держим в руках воздух»  1.Возьмите пакет. 
2.Надуйте пакет,сдавите его. 
3.Почему не получается сдавить? 
-Внутри находится воздух. Вывод:В пакете находится воздух . 
15.01.2010 
     
Опыт № 2 
«Мыльные пузыри» 
15.01.2010 
Чем больше воздуха попадает в каплю воды,тем больше надувается пузырь. 
Вывод: Воздух занимает место. 
     
Опыт№3 
«Воздух легче воды»  Попробуйте утопить в воде воздушный шарик . 
Что вы наблюдаете? 
Шарик плавает. 
Значит какой вывод? 
Вывод :Воздух легче воды . Где мы его применяем?(На море, когда купаемся, надеваем резиновый круг. 
15.01.2010 
     
15.01.2010 
Опыт №4 
« Воздух невидимый»   
Описание эксперимента: 
1.Возьмите трубочку. 
Как вы думаете 
 в трубочке есть воздух? 
2.-Давайте проверим. 
-Подуйте в трубочку. 
Что вы чувствуете? 
- Воздух. 
А мы его видим ? -Нет. 
Вывод: Воздух невидимый 
 
     
Опыт№5 
Воздух сжимаем и упруг» 
15.01.2010 
1.Набираем в шприц воздух. 
2.Давим на поршень. 
3.Поршень движется легко. 
4.Значит воздух выходит легко. 
5.Закрываем отверстие пальцем. 
6.Давим на поршень. 
7.Мы чувствуем, что поршень движется с трудом. Что произошло с воздухом? 
Мы его сжали. 
Вывод:Воздух сжимаем и упруг. 
 
     
15.01.2010 
 Опыт №6 
«Воздух занимает место».   
     
В результате опытов мы убедились, что воздух :   
-  прозрачен; 
-  невидим; 
-  сжимаем и упруг; 
- легче воды; 
-  не имеет запаха. 
- при нагревании расширяется,при охлаждении сжима 
ется 
     
15.01.2010 
Работа родителей в проектной деятельности 
по теме «Свойства воздуха» 
 
     
Совместная деятельность родителей и детей 6А класса по теме проекта: «Состав воздуха » 
15.01.2010 
 
1.Ианова Н.С. и сын Н икита- загадки про воздух 
2.Гайваровская А.Г. и сын Федотов Саша -составили  кроссворд по теме « Состав и свойства воздуха» 
3. Максимова Н.Н.и сынАбдулвалиев Саша- подборка стихов о воздухе. 
4.Нурумова Д.С. и сын Кешпиев Р.- написание наблюдений 
А где мы можем наблюдать движение воздуха. 
5. Киндюшенко Е.А.и сын Лёня -рисунок по свойствам воздуха. 
6.Мосин Артур- рисунок предметов.наполняемых воздухом 
7.Новосельцев Дима –рисунок « Обнаружение воздуха в пипетке» 
 
 
 
     
15.01.2010 
Мониторинг ЗУН обучающихся по теме «Свойства воздуха» 
 
     
15.01.2010 
Результаты мониторинга: 
 
 
5 обуч-ся усвоили тему на хорошо 
 
4 обуч-ся усвоили тему на удовлетворительно. 
     
15.01.2010 
Мониторинг уровня развития исследовательских навыков 
 
     
15.01.2010 
Результаты мониторинга: 
У 4 обуч-ся сформированы навыки опытно-исслед.деятель ности 
 4 обуч-ся выполняют опыты с помощью учителя. 
У 2 обуч-ся навыки исследовательской деятельности не сформировались 
     
В итоге реализации проекта обучающиеся 6Акласса узнали: 
1.Свойства воздуха . 
2.Для чего нужен воздух . 
3.Где находится воздух . 
4.Роль воздуха в жизни человека и растений. 
5.Воздух- одно из главных богатств природы .   
     
15.01.2010 
В результате реализации проекта обучающиеся 6 класса узнали: 
1.Свойства воздуха . 
2.Для чего нужен воздух . 
3.Где находится воздух 
4.Роль воздуха в нашей жизни 
 
     
Воздух    
Воздух-одно из главных богатств природы. 
От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и наше будущее. 
И только благодаря воздуху на 
плане Земля существует жизнь. 
     
15.01.2010 
Спасибо за внимание