 
Урок биологии в  6 классе    Учитель биологии  СШ  №6 г. Могилёва  Солобай Т. Н. 
     
     
- Основу любой лесной экосистемы составляют: 
а) кустарники;(7-10-15-9) 
б) деревья;(7- 15 -10- 9 ) 
в) бактерии и грибы;(9-15-7-10) 
г) травянистые растения;(7-15-10-9) 
д) животные.(10-9-15-7) 
     
2. Фактором, определяющим ярусное расположение растений в лесной экосистеме, является: 
а) температура (8-16-13-1-3) 
б) почва ( 16-8-1-3-13) 
в) свет ( 8 - 13 - 12 - 11 ) 
г) животные ( 1-3-13-8-16) 
     
3. В лиственном лесу обычно выделяют ярусов: 
а) один (4-9-5-6) 
б) два ( 5-9-4-6) 
в) четыре ( 6-9-5-4) 
г) пять ( 9-4-5-6) 
     
4. В самом верхнем ярусе лиственного леса обычно размещаются кроны: 
а) жимолости лесной, бересклета бородавчатого, лещины обыкновенной ( 2-1-14-7) 
б) сныти обыкновенной, черники, брусники(14-1-2-7) 
в) берёз, дубов, клёнов, лип, осин (1-2-14-7) 
     
5. Самый нижний ярус в лесной экосистеме образуют: 
а) черника, брусника ( 12-6-11-13) 
б) мхи, лишайники ( 1 - 3 - 16 - 8 ) 
в) калина, лещина ( 12-13-11-6) 
     
6. На земле строят гнёзда птицы леса: 
а) совы, сычи ( 20-21-1-17-18) 
б) зяблики, щеглы, дятлы ( 21-17-18-20-1) 
в) соловьи, пеночки, рябчики ( 1- 20 - 21 - 18 -1) 
     
7. Лесные экосистемы имеют огромное значение в природе, потому что: 
а) в лесу живёт много животных ( 22-17-19-1) 
б) в лесу растут грибы ( 19-22-1-17) 
в) лес является основным производителем кислорода, органических веществ и потребителем углекислого газа 
( 1-19-22-17-1) 
     
     
Тема урока 
- Сезонные изменения экосистем 
 
 Полна, полна чудес могучая природа. 
 А. С. Пушкин 
     
Цель урока 
Образовательная: Раскрыть причины смены времён года, показать многообразие явлений и объектов природы. 
Развивающая: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать; развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. 
Воспитательная: формирование навыков бережного отношения к объектам природы; совершенствование коммуникативных способностей. 
     
Планируемые результаты:   
- знать: 
- Основные изменения происходящие в живой и неживой природе в разные сезоны года. 
- уметь: 
- Находить в экосистемах изменения, связанные со сменой сезонов, с деятельностью человека; 
-  Объяснять причины смены одной экосистемы другой. 
 
Проблемный вопрос 
 Какие причины вызывают изменения в экосистемах? Как приспосабливаются живые организмы к этим изменениям? 
     
     
Весна  
     
     
     
     
Лето 
     
     
     
     
     
- Вы наверное устали? 
- Ну тогда все дружно встали. 
 
- Ножками потопали, 
- Ручками похлопали, 
 
- Покрутились, повертелись, 
- И за парты все уселись. 
 
- Глазки крепко закрываем, 
- Дружно до пяти считаем.   
 
- Открываем, поморгаем 
- Упражненья продолжаем 
- За движеньем наблюдаем 
 
     
     
Осень 
     
     
     
     
Зима 
     
     
     
     
     
Проверка тестовых заданий 
1 вариант 
2 вариант 
     
Домашнее задание 
§ 24, подготовиться к экскурсии на фотовыставку «Дикая природа Беларуси» 
Сочини сказку о том как встретились в лесу заяц-беляк и заяц-русак и заспорили чья шубка лучше. 
     
Рефлексия 
 Прикрепите с помощью магнитов на доску листья в соответствии с вашими ощущениями: 
Зелёные: всё усвоил(а), было интересно 
Оранжевые: не всё понял(а), озадачен(а) 
Жёлтые: ничего не понял(а), устал(а) 
     
Всем спасибо за урок