Автор: учитель биологии  1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
 с.Беляевка Беляевский район Оренбургской области    Серженко Татьяна Павловна
 Предмет:    биология
 Класс:      5
 Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД
 Тема: «Между небом и землёй»
 Цель урока: Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Презентация к уроку биологии 5 класс Между небом и землёй»
            
            
                                                            
     
 Между небом и землёй 
Автор: учитель биологии 1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская СОШ» 
Серженко Татьяна Павловна 
     
Урок мы свой начнем о том, 
Что вся Земля – наш дом. 
Наш добрый дом - просторный дом 
Мы все с рожденья в нем живем. 
     
Фронтальный опрос 
 1) Что такое среда обитания? 
 2) Какие среды обитания известны на нашей планете? 
3) Каковы особенности водной среды обитания? 
4) Какие организмы обитают в воде? 
5) Назовите приспособления живых организмов к водной среде обитания. 
     
 Три клада у природы есть 
Три ее основы. 
Вода, земля и воздух. 
Какая бы не грянула беда, 
Целы они – все возродится снова. 
     
 У осла и соловья, 
У лисы и журавля, 
У стрекоз и муравья – 
Жизнь у каждого своя. 
Каждый соблюдает точно. 
Свой режим и дня, и ночи, 
И у каждого свое 
Облюбовано жилье. 
Выбирает привереда лишь меню обеда, 
А в дороге изберут 
Каждый собственный маршрут. 
У букашки и у птички.. 
Тем – то каждый и хорош, 
Что на прочих не похож. 
     
Наземно – воздушная среда (атмосфера) 
Экологические факторы 
Приспособления 
     
Заполни и запомни ! 
№ 
факторы 
1 
условия 
свет 
2 
температура 
3 
воздух 
4 
влажность 
5 
ветер 
     
Работа в группах 
№ группы 
вопросы 
1 
- Как растения защищаются от перегрева? 
- Что происходит, когда температура окружающей среды понижается? 
- А животные приспособлены к температурным изменениям? 
2 
- Как делятся растения по отношению к свету? 
- Как по отношению к свету классифицируются все животные? 
3 
- Как делятся все растения по отношению к воде? 
- Деление животных по отношению к водному режиму? 
 
Поставь знак «+» или «-». 
- Различают 2 среды обитания: наземно – воздушную и водную. 
- Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела. 
- Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров 
- Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. 
- Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют. 
- Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. 
 
Проверь себя! 
 Правильный ответ: 
-, +, +, -, +, +. 
     
Вопросы к кроссворду 
- Группа растений, живущих в условиях дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни 
- Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются) 
- Растения засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды. 
- Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров) 
- Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель. 
-  Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы. 
 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
     
1 
с 
п 
я 
ч 
к 
а 
2 
у 
3 
к 
а 
к 
т 
у 
с 
к 
4 
к 
е 
н 
г 
у 
р 
у 
л 
б 
л 
ю 
д 
5 
е 
р 
в 
н 
и 
т 
л 
д 
а 
п 
о 
с 
6 
ы 
     
Игра «Третий лишний». 
А) Дождевой червь, пиявка, слепыш. 
Б) Бабочка, колибри, щука. 
В) Таймень, шмель, акула. 
Г) Олень, крот, кролик. 
     
Игра «Третий лишний». 
А) Дождевой червь, пиявка , слепыш. 
Б) Бабочка, колибри, щука . 
В) Таймень, шмель , акула. 
Г) Олень, крот , кролик. 
     
Сегодня на уроке 
 Я 
удивился 
понял 
задумался 
     
Домашнее задание 
- Прочитайте текст учебной статьи «Между небом и землей». 
- Заполните таблицу на стр. 87 
 На выбор: 
Подготовьте проблемные вопросы к теме «Наземно – воздушная среда организмов».