 
Тема урока: 
     
Мы считаем человека «царем» природы… Приспособляя богатства природы в пользу себе еще не известного, господствуем ли мы над ней или, наоборот, природа нас заставляет подчиняться ее законам.   М.Пришвин 
     
Цели урока: 
- расширить знания учащихся об экологии как комплексной сложной многогранной науке о взаимоотношениях живой и неживой природы; 
- сформировать представление о предмете, объекте, задачах и методах экологии; 
- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся. 
 
Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку:  «Сохрани то, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки…»   (Коллективное обсуждение высказывания) 
     
Экология – это наука о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. 
Термин «экология» («ойкос» – дом, «логос» – наука) ввел известный немецкий зоолог Эрнст Геккель 
в 1866 году в своей работе «Общая морфология организмов». 
     
Геккель Эрнст (Haeckel) (1834-1919) - немецкий биолог .    
 С 1861 приват-доцент зоологии и сравнительной анатомии, в 1862-1909 профессор Йенского университета. Исследовал радиолярий (1862 и 1887), известковых губок (1872) и медуз (1879, 1880). 
     
 Наиболее известны труды по развитию и пропаганде эволюционного учения: "Общая морфология организмов" (т.1-2, 1866), "Естественная история миротворения" (1868), "Теория гастреи" (1874-77), "Антропогения, или история развития человека" (1874), "Систематическая филогения" (1894-96). 
     
Технология «Ассоциативный куст» 
Что такое экология? (Учащиеся называют свои «ассоциации» с понятием «экология») 
Рассказ учителя 
Мастер-класс (стр. 6) 
     
Каждый человек , бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих 
 поколений 
     
Задание для учащихся 
Исходя из определения экологии, предмета и объекта ее изучения, сформулируйте, какие задачи ставит перед собой эта наука. 
(Обсуждение ответов, составление схемы. Мастер-класс стр.7) 
     
Основные задачи экологии:  - установление закономерностей взаимосвязей между организмами, их сообществами и условиями окружающей среды;  - определение экологического состояния природных и искусственных сообществ;  - установление закономерностей взаимоотношений между популяциями разных видов;  - наблюдение з а изменениями биосферы;  - применение экологических знаний в деле охраны окружающей среды. 
     
Метод  – путь, 
способ познания 
Описа- 
ние 
Измере- 
ние 
Наблюде- 
ние  
Моделиро- 
вание 
Экспери- 
мент  
Линейка, 
теодолит, 
эхолот, сканер 
Словари, 
энциклопедии, 
научные статьи 
Компьютер., 
компьютерная 
программа 
 
Бинокль, лупа, 
 микроскоп, 
 космический 
спутник 
 
Батискаф, 
аквариум, 
лабораторное 
оборудование 
 
     
Батискаф – подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. 
Теодолит – измерительный прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических и геодезических съёмках. 
Эхолот –   узкоспециализированный гидролокатор, устройство для исследования рельефа дна водного бассейна. 
Сканер – это устройство, которое анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. 
 
 
Работа со «шпаргалкой» 
Мастер-класс (стр. 203) 
     
Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее. 
Мы все снимаем угол свой 
У матушки природы, 
И крыша нам над головой 
Суть купол небосвода. 
А весь большой и старый дом 
Битком набит жильцами 
И уживаться надо в нем 
Хоть мы с «усами» сами. 
М. Левитман 
     
Самостоятельная работа на закрепление знаний:  выполнить задание в рабочей тетради стр. 3-4   
     
Домашнее задание:  - выучить § 1-2;  - подготовить реферат «Биография и научная деятельность Э.Геккеля»