 
Игры и игровые ситуации на уроках биологии  
Подготовила учитель биологии Артукбаева Д.И 
900igr.net 
     
Об игре вообще и  познавательных играх в частности 
 Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником. 
     
Слово «игра» трактуется по-разному: 
- В одних источниках её называют непродуктивной человеческой деятельностью; 
- В других – развлечением; 
- В третьих – способом усвоения общечеловеческой культуры; 
- В четвёртых – занятием в рамках определённых правил.  
 
Особенности учебной игры. 
 Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся. 
     
Дидактические возможности учебных игр 
- Предоставляют возможность учиться на собственном опыте; 
- Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию; 
- Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели; 
- В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.  
 
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов: 
- Ориентация. 
- Подготовка к проведению. 
- Проведение игры. 
- Подведение итогов. 
- Обсуждение хода и результатов игры. 
 
Классификация учебных игр  (по Т. П. Войтенко) 
- Ролевые игры. 
- Игры-состязания. 
- Имитационно-моделирующие игры. 
- Игра – направляемая дискуссия. 
- Игра – творческая дискуссия . 
 
Ролевые игры 
6 класс. «Суд над хлорофиллом».  
 Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества. 
     
Игры-состязания 
7 класс. «Ох уж эти насекомые» 
Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра». Класс разбивается на три команды (ряда). 
Ребятам заранее предлагается тема игры «Класс Насекомые» и возможная научно-популярная литература. На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы. 
     
Имитационно-моделирующие игры 
8 класс. «Прием к врачу» 
Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение», «Транспорт веществ», «Дыхание»). 
Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний. 
Класс делится на 3 группы: врачи-специалисты, пациенты, эксперты. 
В конце урока ученики-эксперты выставляют оценки «врачам» по определенным критериям. 
     
Игра – направляемая дискуссия 
11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования» 
Класс делится на 3 группы, каждая из которых будет отстаивать правильность взглядов одного из ученых. Каждой группе выдается карточка с перечнем вопросов, обсуждение которых и будет основой дискуссии. 
     
Игра – творческая дискуссия 
11 класс. «Гипотезы происхождения человека». 
Тематика игры связана с изучением многообразия гипотез возникновения биологического вида. 
Класс разбивается на небольшие группы. Каждая группа получает исходные данные и перечень вопросов, находит аргументы в пользу выбранной гипотезы, стремиться отстоять свой взгляды на проблему используя навыки ведения дискуссии и публичного выступления. 
     
Игровые ситуации 
 Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках. 
     
Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр: 
- «Пятый лишний». 
- «Найди родственников». 
- «Составь трёхзначное число». 
- «Текст». 
- «Загадки». 
- «Собери растение». 
- «Найди пару». 
- «Найди ошибку». 
- «Игра-цепочка». 
 
«Пятый лишний» 
Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора. 
     
«Найди родственников» 
Правила противоположны игре «Пятый лишний». Самым простым является поиск дальних родственников, т. е. тех, с которыми этот вид генетически связан на уровне крупных систематических категорий (тип, отдел, класс, отряд и др.) 
     
«Составь трёхзначное число» 
Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определённую информацию. 
1. Жиры 
2. Углеводы 
4. Птиалин 
7. Аминокислоты 
5. Липаза 
3. Белки 
8. Глицерин 
6. Пепсин 
9. Глюкоза 
     
«Текст» 
В составленном заранее тексте пропущены отдельные слова или словосочетания, обозначающие определённые понятия, или характеристика изучаемых природных объектов и явлений. 
Задача учащихся – вписать эти слова или сочетания. 
     
«Загадки» 
Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию растений и животных. 
     
«Собери растение» 
Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и плодов разных растений. 
Задача: правильно собрать все части растения. 
     
«Найди пару» 
Учащиеся разбиваются на 2 команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растений, в другой команде – с названием растений. 
По сигналу нужно найти парную карточку. 
     
«Найди ошибку» 
Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками. 
Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок. 
     
«Игра-цепочка» 
Игра проводится при опросе. 
Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме. 
Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке. 
Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы. 
     
Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используется на уроках биологии. 
Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим. 
Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними. 
Желаю удачи! 
     
Источники информации: 
- Букатов В. М., Ершов А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002. 
- Биология. – 1994. - № 38,39; 1995. - №1; 1997. - № 23, 27, 33; 2002. - № 16 -24, 27-30. 
- Журнал ИГ «Основа» Биология 2011. - № 1.