kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии»

ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им.М.В.Ломоносова»    Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии 19.10.2024г.

ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им.М.В.Ломоносова» Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии

19.10.2024г.

Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок начиная с 5 класса. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.  При подготовке учащихся  к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок начиная с 5 класса. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. При подготовке учащихся  к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Наставления перед экзаменом

Наставления перед экзаменом

  • Читать внимательно формулировку задания;
  • Прежде чем выбирать из предложенных вариантов ответов, попытайтесь ответить на вопрос самостоятельно;
  • Стараться по возможности отвечать на вопросы сразу, уложиться в первые 2 часа;
  • Перечитывайте то, что вы написали;
  • Не допускайте биологических ошибок;
  • Обязательно представить схему решения генетической задачи.
В схеме должны присутствовать позиции:

В схеме должны присутствовать позиции:

Этапы подготовки : 1. Знакомлю со структурой экзаменационной работы . 2. Продумываю над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал. 3 Выбираю не более трёх учебных пособий, по которым будем заниматься. 4. Работаем с ребятами последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы. 5. Выбирая материал для тренировки, сравниваем его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал и только затем переходим к тренировочным тестам . 6. Решаем задачи и используем компьютерное тестирование ..

Этапы подготовки :

1. Знакомлю со структурой экзаменационной работы .

2. Продумываю над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал.

3 Выбираю не более трёх учебных пособий, по которым будем заниматься.

4. Работаем с ребятами последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.

5. Выбирая материал для тренировки, сравниваем его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал и только затем переходим к тренировочным тестам .

6. Решаем задачи и используем компьютерное тестирование ..

В 2025 г. экзаменационная работа по биологии полностью сохранит свою структуру по частям, количеству, форме и уровням сложности заданий. Однако в КИМ предполагается ряд точечных дополнений, которые будут касаться только расширения вариативности действующих контекстов сюжетов в заданиях линий 22, 23, 25, 26, 27, 28 .  В ФОП и федеральной образовательной программе особое место занимает формирование у обучающихся ценности научного познания и достижение метапредметных результатов обучения.

В 2025 г. экзаменационная работа по биологии полностью сохранит свою структуру по частям, количеству, форме и уровням сложности заданий. Однако в КИМ предполагается ряд точечных дополнений, которые будут касаться только расширения вариативности действующих контекстов сюжетов в заданиях линий 22, 23, 25, 26, 27, 28 .

В ФОП и федеральной образовательной программе особое место занимает формирование у обучающихся ценности научного познания и достижение метапредметных результатов обучения.

Большое внимание будет уделено оценке сформированности базовых логических действий, например выдвигать гипотезы и проверять их экспериментальными средствами . Для этого выпускник должен быть готов формулировать цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы . Необходимым условием получения максимального балла будет способность участника экзамена соотносить результаты деятельности с поставленными целями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов.  Успешное выполнение заданий этого типа подразумевает обязательное использование приемов логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

Большое внимание будет уделено оценке сформированности базовых логических действий, например выдвигать гипотезы и проверять их экспериментальными средствами .

Для этого выпускник должен быть готов формулировать цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы .

Необходимым условием получения максимального балла будет способность участника экзамена соотносить результаты деятельности с поставленными целями, делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов.

Успешное выполнение заданий этого типа подразумевает обязательное использование приемов логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru)  ( www.fipi.ru ) ❑ документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.; ❑ открытый банк заданий ЕГЭ; https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4  ❑ Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии; ❑ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; ❑ Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ ; рекомендации ❑ видеоконсультации Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru) ( www.fipi.ru )

❑ документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.;

❑ открытый банк заданий ЕГЭ; https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4

❑ Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии;

❑ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

❑ Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ ; рекомендации

❑ видеоконсультации Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ

Причины, по которым ученики допускают ошибки

Причины, по которым ученики допускают ошибки

  • Невнимательное прочтение инструкции к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению;
  • Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумений их использовать при ответе на задание; (Ошибки, основанные на использовании бытовых знаний вместо научных, биологических обоснований; Ошибки, связанные с незнание биологических понятий или их подмены.)
  • Неумение выделить главное в формулировке, провести его анализ
  • В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу;
  • Не сформированы умения работать с текстом, выделить в нем главное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию и грамотно её изложить в ответе;
6. Отсутствие вывода, обобщения, пояснения, требуемого в задании с развернутым ответом при наличии соответствующего.

6. Отсутствие вывода, обобщения, пояснения, требуемого в задании с развернутым ответом при наличии соответствующего.

  • При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F 1 , F 2 . Какой закон наследственности проявляется в F 2 ? Объясните, на чём основан Ваш ответ.
Задание 27 ЕГЭ Понятия: ДНК, виды РНК ( и-РНК, т-РНК, р-РНК), 3‘ -5‘ –конец, ген, генетический код, кодон, полипептид, аминокислота, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция, репликация.

Задание 27 ЕГЭ

Понятия:

ДНК, виды РНК ( и-РНК, т-РНК, р-РНК),

3‘ -5‘ –конец, ген, генетический код, кодон,

полипептид, аминокислота, транскрипция,

обратная транскрипция, трансляция,

репликация.

ДНК

ДНК

Виды РНК

Виды РНК

Ген Участок ДНК несущий единицу информации о структуре белка (или т-РНК, или р-РНК !!!) Все виды РНК образуются за счет процесса транскрипции определённых генов (участков ДНК)!!!

Ген

Участок ДНК несущий единицу информации о

структуре белка (или т-РНК, или р-РНК !!!)

Все виды РНК образуются за счет процесса

транскрипции определённых генов

(участков ДНК)!!!

Генетический код -  это способ кодирования последовательности аминокислот полипептида с помощью последовательности нуклеотидов нуклеиновой кислоты  

Генетический код -

это способ кодирования последовательности аминокислот полипептида с помощью последовательности нуклеотидов нуклеиновой кислоты  

  • Триплетность ( 3 нукл.- 1 а.к.)
  • Однозначность (1 триплет – 1 а.к.)
  • Избыточность (вырожденность) ( 1 а.к. 1 триплета)
  • Универсальность
  • Неперекрываемость
  • Наличие стоп-кодонов
Транскрипция   (от лат. transcriptio «переписывание»)  процесс синтеза РНК (всех видов!!!) с использованием ДНК в качестве матрицы; ДНК → и-РНК или (м-РНК), т-РНК, р-РНК  5‘ –цепь ДНК -смысловая 3‘ –цепь ДНК – матричная РНК – полимераза перемещается в направлении от 3’ → 5‘ ДНК Любая РНК записывается с 5’ – конца (по умолчанию)

Транскрипция

  (от лат. transcriptio «переписывание») 

процесс синтеза РНК (всех видов!!!) с

использованием ДНК в качестве матрицы;

ДНК → и-РНК или (м-РНК), т-РНК, р-РНК

5‘ –цепь ДНК -смысловая

3‘ –цепь ДНК – матричная

РНК – полимераза перемещается в направлении от 3’ → 5‘ ДНК

Любая РНК записывается с 5’ – конца (по умолчанию)

Трансляция (от лат. translatio — «перенос, перемещение») — осуществляемый рибосомой процесс синтеза белка из аминокислот на матрице и-РНК (м-РНК).   Антикодон т-РНК комплементарен кодону и-РНК (они антипаралельны друг другу) Кодон и-РНК 5’ – АЦГ – 3‘ Антикодон т-РНК 3’ – УГЦ – 5‘ Но принята запись РНК с 5’ конца, следовательно антикодон т-РНК будет записан как ЦГУ ( по умолчанию) И-РНК входит в рибосому с 5’ –конца, и начинается со старт-кодона (АУГ)

Трансляция

(от лат. translatio — «перенос, перемещение»)

— осуществляемый рибосомой процесс синтеза

белка из аминокислот на матрице и-РНК (м-РНК).  

Антикодон т-РНК комплементарен

кодону и-РНК

(они антипаралельны друг другу)

Кодон и-РНК 5’ – АЦГ – 3‘

Антикодон т-РНК 3’ – УГЦ – 5‘

Но принята запись РНК с 5’ конца,

следовательно антикодон т-РНК

будет записан как ЦГУ ( по умолчанию)

И-РНК входит в рибосому с 5’ –конца, и начинается

со старт-кодона (АУГ)

Обратная транскрипция Обратная транскрипция  — это процесс образования двуцепочечной ДНК на основании информации в одноцепочечной РНК.  (характерно для ретро-вирусов)

Обратная транскрипция

Обратная транскрипция  — это процесс

образования двуцепочечной ДНК на основании

информации в одноцепочечной РНК. 

(характерно для ретро-вирусов)

Напоминание 1) ДНК → и-РНК, т-РНК, р-РНК (транскрипция ) 2) и-РНК → ДНК –матр. (обратная транскрипция) 3) кодон и-РНК комплементарен и антипаралелен антикодону т-РНК 4) Все РНК записывается в направлении 5’- 3'

Напоминание

1) ДНК → и-РНК, т-РНК, р-РНК (транскрипция )

2) и-РНК → ДНК –матр. (обратная транскрипция)

3) кодон и-РНК комплементарен и

антипаралелен антикодону т-РНК

4) Все РНК записывается в направлении 5’- 3'

Задача 1. Известно, что комплементарные цепи н.к. антипараллельны. Синтез н.к. начинается с 5’ – конца. Рибосома передвигается по и-РНК с 5’ конца к 3’ концу. Ретровирус в качестве генома содержит молекулу РНК. При заражении клетки он создает ДНК-копию своего генома и встраивает её в геном клетки-мишени. Фрагмент генома ретровируса имеет следующую последовательность: 5’- ЦГАУЦУАГЦГУУАУА-3’ Определите последовательность фрагмента ДНК-копии , которая будет встроена в геном клетки-мишени. Определите последовательность аминокислот во фрагменте белка, закодированного на данном фрагменте ДНК-копии. Укажите п оследовательности и-РНК , на которой синтезируется белок. Матрицей для синтеза и-РНК является цепь ДНК, комплементарная вирусной РНК. При написании последовательности н.к . указывайте направление цепи.

Задача 1.

Известно, что комплементарные цепи н.к. антипараллельны. Синтез н.к. начинается с 5’ – конца. Рибосома передвигается по и-РНК с 5’ конца к 3’ концу.

Ретровирус в качестве генома содержит молекулу РНК. При заражении клетки он создает ДНК-копию своего генома и встраивает её в геном клетки-мишени. Фрагмент генома ретровируса имеет следующую последовательность:

5’- ЦГАУЦУАГЦГУУАУА-3’

Определите последовательность фрагмента ДНК-копии , которая будет встроена в геном клетки-мишени. Определите последовательность аминокислот во фрагменте белка, закодированного на данном фрагменте ДНК-копии.

Укажите п оследовательности и-РНК , на которой синтезируется белок. Матрицей для синтеза и-РНК является цепь ДНК, комплементарная вирусной РНК. При написании последовательности н.к . указывайте направление цепи.

Решение: РНК (вир) 5’- ЦГА УЦУ АГЦ ГУУ АУА-3’ ДНК (матр) 3’- ГЦТ АГА ТЦГ ЦАА ТАТ-5’ ДНК (смыс) 5’- ЦГА ТЦТ АГЦ ГТТ АТА-3’ И-РНК 5’- ЦГА УЦУ АГЦ ГУУ АУА-3’ Белок арг-сер-сер-вал-иле

Решение:

РНК (вир) 5’- ЦГА УЦУ АГЦ ГУУ АУА-3’

ДНК (матр) 3’- ГЦТ АГА ТЦГ ЦАА ТАТ-5’

ДНК (смыс) 5’- ЦГА ТЦТ АГЦ ГТТ АТА-3’

И-РНК 5’- ЦГА УЦУ АГЦ ГУУ АУА-3’

Белок арг-сер-сер-вал-иле

Задача 2  Известно, что комплементарные цепи н.к.  антипаралельны. Синтез н.к. начинается с 5’-конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5’к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность: 5’-ЦГА АГТ ГАГ АГЦ ГТА- 3’ 3’-ГЦТ ТЦА ЦТЦ ТЦГ ЦАТ- 5’  Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида- Арг. Обоснуйте последовательность решения . Укажите последовательность фрагмента молекулы фрагмента РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК. При написании последовательности н.к. указывайте направления цепи.

Задача 2

Известно, что комплементарные цепи н.к.

антипаралельны. Синтез н.к. начинается с 5’-конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5’к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность:

5’-ЦГА АГТ ГАГ АГЦ ГТА- 3’

3’-ГЦТ ТЦА ЦТЦ ТЦГ ЦАТ- 5’

Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида- Арг. Обоснуйте последовательность решения . Укажите последовательность фрагмента молекулы фрагмента РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК. При написании последовательности н.к. указывайте направления цепи.

5’-ЦГА АГТ ГАГ АГЦ ГТА- 3’  3’-ГЦТ ТЦА ЦТЦ ТЦГ ЦАТ- 5’   Найдем по карте генетического кода кодоны и-РНК соответствующие а.к Арг: ЦГУ, ЦГЦ, ЦГА, ЦГГ. Записываем и-РНК с 3’-цепи ДНК  и-РНК 5’- ЦГА АГУ ГАГ АГЦ ГУА-3’ 3. Первая а.к –Арг, следовательно транскрибируемая нижняя цепь. 4. Определяем последовательность а.к. в полипептиде, их 5 Арг-Сер-Глу-Сер-Вал

5’-ЦГА АГТ ГАГ АГЦ ГТА- 3’ 3’-ГЦТ ТЦА ЦТЦ ТЦГ ЦАТ- 5’

  • Найдем по карте генетического кода кодоны и-РНК соответствующие а.к Арг: ЦГУ, ЦГЦ, ЦГА, ЦГГ.
  • Записываем и-РНК с 3’-цепи ДНК

и-РНК 5’- ЦГА АГУ ГАГ АГЦ ГУА-3’

3. Первая а.к –Арг, следовательно транскрибируемая нижняя цепь.

4. Определяем последовательность а.к. в полипептиде, их 5

Арг-Сер-Глу-Сер-Вал

Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2025 по биологии

Автор: Осипова Вероника Васильевна

Дата: 14.09.2025

Номер свидетельства: 674189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Трудные задания части 2, линия 27 по биологии."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_podghotovkie_k_iege_trudnyie_zadaniia_chasti"
    ["file_id"] => string(6) "424887"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501827546"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(157) "aktivizatsiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-obuchaiushchikhsia-chieriez-primienieniie-tierminov-v-stikhakh-na-urokakh-biologhii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "147375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419363578"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "ЕГЭ по биологии (рекомендации) "
    ["seo_title"] => string(33) "iege-po-biologhii-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "107663"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403366668"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План работы МО учителей научно-естественного цикла на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(76) "planrabotymouchitielieinauchnoiestiestviennoghotsiklana20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "267723"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450448624"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства