Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
  Предмет:  биология. Урок – аукцион.
  Тема: Космос
  Продолжительность: 45 минут
  Класс: 5 класс
  Используемое ПО: презентация, интернет.
  Ярмарка знаний.
  Тема: «Космос» 5 класс.
  Подготовила Тушева Ольга Сергеевна – учитель биологии МБОУ гимназия №1 , Краснознаменск.
  Цель: В ходе общения провести обобщения знаний учащихся в систему, выявить уровень освоенности изученного материала.
  Оборудование:
  -  Конверт с 3 карточками разных цветов (зеленый, красный, желтый) 
-  На доске – красочно оформленные названия ярмарочных рядов. 
-  Стенд к уроку «Ералаш». 
-  Письмо – «Советы барона Мюнхгаузена». 
-  Таблички – анаграммы. 
-  Призы – сюрпризы. 
 Ход урока. (Слайд №1, 2)
  -  Орг. Момент. 
-  Вступление. 
 Сегодня у нас ярмарка знаний. 
  - Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.Ожегова. Итак, слово «ярмарка» означает «..большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями. Устраиваемый регулярно в одном месте и в одно и тоже время». Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – торг и товар. Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знания, и вам хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте – в банке. Поэтому у нас будут свои ярмарочные банки (раздать банки с обозначениями номера ряда – 1,2,3) и валюта тоже будет – самая твердая, достаточно зеленая (горох – валюта, а бобы – штрафные очки) Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. 
  Обратите внимание на схему, которая расположена на доске. Над схемой слова академика А. Яблокова: «Все, что вы говорите, любое ваше предложение – это этап познания, поэтому оно правомерно». 
  Итак, начинаем торги.
  Торговый ряд «Аукцион». ( Слайд №3)
  Цель: проверить общую информированность учащихся по теме.
  Каждая команда – ряд получает свою тему.
  -  Звезды. 
-  Планеты. 
-  Небесные тела. 
 Работа планируется по цепочке в ряду. На доске план «коллективного ответа».
   Учащиеся должны соблюдать последовательность изложения ответа в соответствии с планом. По ходу получают заработанную валюту, за неточность – штраф. Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – сами дети излагают материал. Учитель может направлять.
  Торговый ряд «Светофор». (Слайд №4)
  Из архивных данных известно, что ярмарки устраивали всегда на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев происходящих событий или покупателей. Вот и нам на нашем перекрестке уже подмигивает «светофор».
  - Ребята раскладывают 3 каточки на столы.
  Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
  Я задаю вопросы и называю 3 ответа, вы должны поднять сигнальную каточку того цвета, который соответствует правильному ответу.
  -  Какие тела называются космическими? 
 
 
  Красный – тела, что окружат нас.
  Зеленый – тела, что находятся в космосе.
  Желтый – тела, которые образуют составные части тел.
  
 
  -  Что мы называем звездой? 
 Зеленый – тело, находящееся в космосе.
  Желтый – космическое тело, состоящее из раскаленных газов.
  Красный – тело, дающее свет.
  -  Чем звезды отличаются от планет? 
 Желтый – планеты нераскаленные тела, они не обладают собственным светом.
  Зеленый – размерами, звезды меньше планет
  Красный – звезды – это нераскаленные тела, они не обладают собственным светом.
  -  Какое космическое тело находится на расстоянии 150млн. км от Земли? 
 Красный – Луна
  Зеленый – Солнце
  Желтый – Марс
  -  Какие тела светят отраженным светом? 
 
 
  Красный – Луна
  Зеленый – Солнце
  Желтый - Земля
  
 
  Торговый ряд «Эврика». (Слайд № 5)
  Древнегреческий ученый Архимед, кроме многочисленных математических и прочих трудов, обогатил нашу жизнь замечательным словом «Эврика».
  - Именно так мы восклицаем, если находим должный ответ на поставленный вопрос.
  Цель: выявить умения учащихся применять знания на практике.
  
 
  Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его поселок находится к западу от леса. Днем было пасмурно, мальчик не мог найти дорогу домой. Настала ночь, небо прояснилось, он определил в каком направлении ему надо идти домой. Как он это сделал? Тот ряд, который быстрее и правильно ответит, тот и получит валюту.
  
 
  Торговый ряд «Перевертыши».
  Составьте названия планет, тел из слов и букв на карточках.
  -  Венера – не – ве – ра 
-  Сириус - ри – си – ус 
-  Меркурий – ри – ку – й - ме – р 
-  Вега – га – ве 
-  Лебедь – бе – дь – ле 
-  Дева – ва – де 
-  Солнце – е – с – л – о – ц – н 
-  Метеор – ор – те – ме 
 Торговый ряд « Почемучка».
  Цель: показать детям, что они способны мыслить.
  Вопрос с объяснением и доказательством.
  - Когда московские школьники утром идут в школу, на камчатке уже вечер, ученики пришли из школы. Почему так происходит?
  Тревожный звонок.
  Обратите внимание на плакат, на нем изображена планета, которая набирает номер на диске телефона.
  - Тревожный звонок.
  Каждой цифре соответствует определенная буква. Наберите номер, вы узнаете просьбу.
  «Помогите!»
  - Почему Земля просит о помощи?
  - Какую помощь мы можем оказать ей?
  «Сюрприз»
  Дома вы подготовили стихи, песни, легенды на тему «Космос». Давайте выберем самое интересное.
  Итог.
  Подсчитываются сделанные за время ярмарки вклады и штрафные очки. Так определяется наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару – знаниям - состоятельными людьми.
  Оценки можно выставить:
  1-е место – все получают «5».
  2-е место - 50% «5» и 50% «4».
  3-е место – всем «4».
  Домашнее задание.
  Подготовить письмо к барону Мюнхгаузену.
  - Как я летал на Луну? 
  Адрес: город Знаний, улица Мечтаний
  Барону Мюнхгаузену.